9 ноября 2006, : Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Контролировать конкурсы будут всерьез

Губернатор и антимонопольные органы хотят усовершенствовать контроль над процедурой проведения конкурсов на поставки.

Антимонопольщики нарасхват

Антимонопольная служба с ног сбилась. На ней и функции по обеспечению антимонопольной политики, и контроль над проведением федеральных конкурсов, и конкурсов, обеспечивающих нацпроекты… Областные и муниципальные конкурсы отошли на задворки. Никто их проведение не контролирует, зорким глазом за составом комиссий и их деятельностью не следит. Единственное, на что хватает специалистов антимонопольного теруправления, – это проверять жалобы, поступающие от участников конкурсов.

- За девять месяцев этого года в комиссию поступило 243 обращения, включая 74 жалобы на областные и муниципальные закупки, - отчиталась сегодня перед губернатором Анна Козлова, руководитель управления ФАС по Челябинской области. - Из них 11 жалоб возвращено, так как был нарушен десятидневный срок подачи, четыре отозваны, 41 жалоба обоснованна. На сегодняшний момент мы вынесли 34 предписания о нарушении и отмене результатов конкурсов. 28 постановлений рассмотрено военной прокуратурой и прокуратурой Челябинской области.

По мнению Анны Алексеевны, одна из причин большого количества жалоб – отсутствие органов, контролирующих проведение конкурсов. По закону для этого нужно создать специальные органы, которые и сами конкурсы бы считали, и за качеством их следили. Кстати, точного количества проведенных по области конкурсов антимонопольщики не знают, но по долгу службы и количеству поступающих уже определили города, где нарушений больше всего, – это Касли, Аргаяш, Челябинск и Озерск. Особенно «трепетно» к нарушениям относится Озерск – там насчитали семь обоснованных жалоб из восьми и посчитали, что во избежание роста нарушений должна быть изменена сама процедура конкурса. В Аргаяше же и вовсе анекдотичную процедуру контроля над конкурсами ввели: возложили обязанности контролера на главу района. Учитывая количество обязанностей главы, о качественном контроле здесь можно говорить долго… Антимонопольщики планируют к будущему году подготовить и направить в муниципалитеты рекомендации по проведению конкурсов и их контролю.

- Вот вы говорите, специальные органы должны быть для контроля, - рассуждал Петр Сумин. - Еще бы деньги давали муниципалитетам под этот контроль! Нам осталось только при каждом министерстве контролирующие органы создать. Тогда все будут контролировать, а производить продукцию будет некому. В этом плане федеральные законы иногда бывают вредными. Ведь нужны помещения, машины, телефоны. Это все деньги, а их мы забираем у людей.

Незнание не освобождает от штрафа

Но проблему решать действительно надо. Потому что – элементарно – должностные лица даже не знакомы с самой процедурой объявления конкурса. Понятно, что обязанность объявлять конкурс на муниципалитеты и областные министерства возложена совсем недавно, и обучить чиновников еще не успели. Однако незнание не освобождает их от административной ответственности: за нарушение должностному лицу грозит штраф до десяти тысяч рублей, а члену конкурсной комиссии – до двух с половиной тысяч.

- В конкурсных документах встречаются арифметические ошибки, - перечислил частые нарушения Виктор Чередников, начальник Главного управления материальных ресурсов по Челябинской области. - Условия конкурсов зачастую не соответствуют законодательству. Но в этом году мы практически не «заворачивали» конкурсы по причине завышения цены.

Среди прочих нарушений, отмеченных в этом году, – взимание платы за участие в конкурсе, дробления заказов, отсутствие указания сроков поставок и необходимого качества товаров. Причем нарушения эти характерны как для федеральных, так и для областных и муниципальных конкурсов. Встречается и несоответствие принятых заявок с конкурсной документацией. А также – отсутствие объявления о конкурсе на официальном сайте в Интернете. Да и самих этих сайтов, к слову, из 317 муниципалитетов Челябинской области создали только 43.

- Да, в области утвердили 317 муниципальных образований, но денег-то у них нет, деньги-то все в районах. Вот вы, Виктор Леонтьевич, и объясните людям, почему у нас сайты только в 43 муниципалитетах, чтобы людям было понятно, - попросил Сумин Чередникова.

- Хотя бы потому, что интернет не в каждом поселении есть, - попытался это сделать Виктор Леонтьевич…

Гордума станет контролером?

И все же выгода от процедуры конкурса налицо. Как отметил Виктор Чередников, экономия средств областного бюджета от планируемых трат благодаря конкурсам составила 320 миллионов рублей. Всего за девять месяцев 2006-го года областные структуры провели 605 торгов на общую сумму 3,2 миллиона рублей. Из них 593 конкурса и 13 аукционов. Заключено 5649 контрактов на 6,657 миллиона рублей. И все же процедура контроля ущербна и на областном уровне. 85 областных конкурсов проконтролировано не было.

Возможно, контролировать процедуру конкурсов станет легче, когда Госдума примет увеличение суммы поставки (сейчас граница, выше которой необходима процедура конкурса, – 250 тысяч рублей). Впрочем, антимонопольное управление все же настаивает на создании отдельного контролирующего органа, который подчинялся бы, к примеру, представительному органу муниципалитета: гордуме или сельскому собранию. Губернатор предложил другой способ: попросить у федерации ставки для дополнительных сотрудников антимонопольной службы, которые и занялись бы непосредственно контролем конкурсных процедур. Что выберет законодатель?


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск