6 марта 2009, Автор: Людмила АРХИПОВА

Искусство быть женщиной

Искусство быть женщиной

Женщина в дереве, глине, камне, бронзе. Фотографии, картины, скульптуры. Нежные и дерзкие, кроткие и неукротимые. И бесконечно многообразные. В преддверии 8 Марта в Челябинском областном краеведческом музее открылась выставка — подарок прекрасной половине человечества. В экспозиции «И божество, и вдохновенье...» все посвящено образу женщины в искусстве.

Сотрудники Челябинского областного краеведческого музея проделали огромную работу. Они отобрали из фонда более 250 предметов 21 автора. В огромном зале — скульптуры, картины, фотографии, произведения ювелирного и камнерезного искусства, одежда, изготовленная руками модельером на старинный и современный лад.

- От многообразия столь талантливых работ у посетителей разбегаются глаза, - с улыбкой заметила первый заместитель министерства культуры Надежда Зуева. - У этой выставки особый дух, тонкая душа. Она наверняка принесет радостные ощущения не только дамам, но и их кавалерам.

Очень тонко подмечено — мужчинам эта экспозиция будет также интересна. И не потому, что можно не только посмотреть, но и купить понравившуюся работу или заказать портрет. Каждая работа, будь то фотография или скульптура, просто наполнена нежностью, грацией, красотой и изяществом образа женщины. Вот юная прелестница в мини-пачке обнимает маму-балерину за тоненькую ножку. Здесь камешек величиной с детскую ладошку приобретает причудливые очертания изгибов женского тела. Там шикарная работа — портрет Ирины Моргулес из ее частной коллекции. Автор, Валентина Ваксман, весьма точно и емко передала характер известного уральского журналиста — узнаваемый взгляд, шарф, неизменная папироска в руке. И каждая работа достойна подобного восхищения.

Среди фотографий взгляд сразу зацепился на розочке в пузырьках воздуха. Повседневная тема фотографирования прекрасного цветка заиграла совершенно нетривиальным образом. У меня сразу возник вопрос, как это было сделано.
- В банке с газировкой? - вопросительно посмотрела я на автора — фотохудожника Андрея Голубева.
- В большой банке, - застеснялся он.

А у своего стенда пластический хирург, сибиряк, а ноне скульптор, камнерез и ювелир Сергей Теличко рассказывал, как к нему пришла идея вырезать из благородной породы камня скульптуру «Похищение Европы». Вначале он решил из подходящего куска наметить тело быка, и вдруг на спине появились вкрапленные в камень разводы, удивительно напоминающие изгибы женского тела. Камень сам дал рисунок, а скульптор довел свою идею до совершенства.

Рядом — целая коллекция каслинского и кусинского литья. В нем чувствуется образ женщины начала прошлого века. Здесь же и зарисовки старейшего челябинского художника Игнатия Вандышева, выставленные впервые. За музейным стеклом на нас смотрят удивительные лица женщин 20-60-х годов прошлого века, выполненные в технике графики острым карандашом на бумаге. В них — вся судьба русской женщины этих десятилетий.

На открытии выставке каждому автору порекомендовали стоять у своей экспозиции и отвечать на вопросы зрителей. Но разве творческую личность удержишь на месте? Таланты собирались группами и перемещались по залу, возбужденно реагируя на комментарии каждого участника. Возникали и жаркие дискуссии по материалам, срокам, мыслям, исполнению. Нам удалось ненадолго отвлечь скульптора Александра Карпенко. На экспозиции представлены более десятка его удивительных работ из дерева. Больше всего внимание привлекла композиция, где дама с воздетыми от радости побед руками стоит на пирамидке из пяти поверженных мужчин. Он рассказал, что каждая работа дорога по-своему. Где-то тратится пару дней, а какие-то приходится шлифовать годами. Идея автора должна дозреть, как и дерево. И, естественно, важно не только то, какую мысль вложил в нее автор, но и какое значение она стала иметь для зрителя.

Интересны также работы челябинских молодых, но уже заслуженных фотохудожников Натальи Резепиной и Игоря Шутова в стиле ню. Но зачем описывать это? Проще придти и увидеть женское великолепие - «И божество, и вдохновенье» - своими глазами. Выставка работает в Челябинском областном краеведческом музее до 26 апреля.