27 февраля 2009, Автор: Светлана ГРИГОРЬЕВА

В детский сад — без очереди

В детский сад — без очереди

Одним из главных достижений городских властей в области образования за последние четыре года стала ликвидация очереди в детские сады для ребят от трех лет. Для этого пришлось открыть в Челябинске 10 500 дополнительных мест. Кроме того, в учреждения поступило современное оборудование, появились новые места в спортшколах, а зарплата работников отрасли стала больше в 2,15 раза.

Проблема устройства детей в учреждения дошкольного образования в 90-е годы на Южном Урале не стояла вообще. В период нестабильной экономической ситуации люди не спешили обзаводиться потомством. Садики пустовали, поэтому местные власти не стремились развивать сеть. Напротив, в период с 1992 по 2005 годы из системы дошкольного образования под разными предлогами было выведено 195 учреждений. В результате, когда демографическая ситуация начала налаживаться, устраивать малышей оказалось некуда.

"В конце 2005 года, когда я начал работать в городской администрации, — рассказал начальник управления по делам образования Челябинска Александр Кузнецов, — не было общегородского учета количества заявлений на устройство детей в садики. Родители могли обратиться сразу в несколько ДОУ (что чаще всего и делали), поэтому понять, какова потребность в местах, не было возможности. Теперь заявления принимают только районные управления образования, они же выдают направления в ДОУ. Это позволило упорядочить работу и понять, где проблема стоит наиболее остро. В наших планах — сделать общегородской учет заявлений".

Ребят от трех лет устроили

Когда работой по устройству малышей занялись районные управления образования, стало ясно: мест не хватает везде. Началась работа по их открытию. Существенную поддержку в этом вопросе оказал губернатор Петр Сумин. В результате за четыре года было создано более 10500 новых мест. Понимая, что строительство зданий ДОУ (их появилось четыре) грозит немалыми затратами, городские власти начали искать более экономичные способы решения проблемы. Это перепрофилирование помещений в детских садах, возврат зданий, которые ранее выводились из системы, уплотнение действующих групп и открытие дошкольных групп в школах. 

В течение 2005-2007 годов в городе появилось около 5 000 новых мест. Самый серьезный рывок сделан в 2008 году, когда их число увеличилось еще на 5 500. Сегодня детские сады посещают 55 000 маленьких челябинцев. Охват дошкольным образованием в городе составляет 82,6% (для сравнения: в Екатеринбурге он 54%, по России — 65%). Потребность в местах среди детей от трех лет и старше обеспечена практически полностью.

Остается проблема с малютками — не хватает ясельных групп. Сегодня эта потребность закрыта только на 60%. В 2004 году было и того хуже — 40%. Поэтому приоритетным направлением в области дошкольного образования Челябинска в этом году станет наращивание ясельной сети. В планах на 2009-й — открыть в городе еще 1 000 мест.

Расширение дошкольной сети повлекло за собой создание 2 000 новых рабочих мест. Для привлечения в отрасль кадров городские власти несколько раз увеличивали зарплату работникам. Стимулирующие надбавки были введены сначала для воспитателей и нянечек, а с 2009 года и для остальных педагогических работников детских садов, в том числе тренеров по физкультуре, преподавателей музыки, рисования, логопедов и т.д. Таким образом, если на начало 2005 года средний заработок в ДОУ составлял 3 470 рублей, то сейчас он 7 442 рубля (в школах — 8 667). А у педагогов дошкольного образования — 9160 рублей. По словам Александра Кузнецова, власти стремились сократить разрыв между оплатой труда школьных и детсадовских педагогов. Для сравнения: сегодня учителя получают в среднем по 10 270 рублей. За четыре года заработная плата всех работников сферы образования выросла в среднем в 2,15 раза.

Спорт — панацея от преступности

Существенно увеличено количество мест в спортшколах и секциях — за четыре года более чем на 8 000. Появились новые школы по футболу, по плаванию, хоккею, школа-интернат спортивного профиля для детей из области и другие. Примечательно, что увеличение числа детей, посещающих учреждения допобразования, происходит на фоне снижения общей численности школьников. Сегодня в различные кружки и секции ходят около 100 тысяч детей Челябинска.

Важным достижением городских властей можно назвать сохранение спортшколы «Алмаз». Осенью прошлого года здание было выставлено на торги и продано собственнику одного из заводов. Однако мэрии удалось договориться с бизнесменом и выкупить спортшколу. Перевод объекта в муниципальную собственность позволил открыть там новые места.

Занятость молодых людей в дополнительном образовании повлекла за собой падение детской преступности. Уровень правонарушений среди несовершеннолетних снижался на протяжении двух последних лет. В 2007 году на 10%, в 2008 — на 33%. Прошлогодний показатель впервые за последние 16 лет понизился до уровня советского 1991 года.

Школы начиняют техникой

Значительно вырос за последние годы бюджет сферы образования. Если в 2004 году он составлял чуть больше 2,5 миллиарда рублей, то к 2008-му составил пять миллиардов 700 миллионов. При этом если раньше 90% выделяемых средств тратились на зарплаты сотрудникам, то сейчас на эти цели уходит 70% денег отрасли. Оставшиеся 30% идут на развитие, оснащение учреждений современным оборудованием. В 11 школах города открыты предметные лаборатории практически по всем образовательным направлениям. Там ученики могут заниматься экспериментальной работой, более глубоко изучать тот или иной предмет. Эти учреждения — своеобразные точки роста нового качества среднего образования в городе.

Одной из главных причин конфликтов в системе образования города было присоединение малокомплектных школ к более крупным и качественно работающим учреждениям. За последние два года в Челябинске реорганизовано 16 школ. У жителей этот факт вызывал панику, поскольку они считали, что закрывают школу, и детей нужно куда-то устраивать. На самом деле для учеников и их родителей в процессе реорганизации не меняется ничего, кроме того, что качество образования становится выше за счет привлечения в образованный филиал ресурсов базовой школы. Дети занимаются с теми же педагогами, в тех же кабинетах. Меняется юридический статус учреждения, ликвидируется бухгалтерия. Зато увеличивается фонд оплаты труда педагогов, обновляется материально-техническая база школы.

За четыре года сократилось количество детей, у которых занятия проходят во вторую смену — с 35 до 24%. В третью смену в Челябинске сегодня дети не занимаются вообще. А на одного учителя в Челябинске приходится 14 учеников.

Среди приоритетных задач на ближайшее время Александр Кузнецов назвал создание современных условий образовательной деятельности, завершение процесса оптимизации школ, отработку сдачи ЕГЭ в штатном режиме, а также развитие дистанционного образования. Последнее станет возможным, когда все школы города объединят в единую сеть, внутри которой ученики и педагоги смогут свободно (без учета трафика) общаться, обмениваться информацией, участвовать в Интернет-конференциях. Сейчас по такому принципу работают учреждения Курчатовского района, однако к сентябрю 2009 года к ним должны присоединиться все остальные.