17 февраля 2009, Автор: Людмила АРХИПОВА

Машины, мусор и весенний лед

Машины, мусор и весенний лед

Выезд на лед акваторий Южного Урала запрещен. Однако ежедневно на скованные льдом водоемы устремляются на своих машинах рыболовы и спортсмены. А вслед за нарушителями регулярно выезжает целый кортеж служб – МЧС, Рыбнадзор, УВД, ГИБДД. На подобном рейде по озерам Южного Урала побывал корреспондент «Полит74».

Запрет во благо

Гибель десятков людей и засорение акватории вынудили властей Челябинской области запретить какой бы то ни было выезд на лед автотранспорта. Но южноуральцы продолжают беспечно разъезжать по водоемам. Как оказалось, единственным действенным способом предохранения людей от опасности стали регулярные рейды.

На нарушителей нескольких статей административного кодекса одно воздействие – рублем. Штраф от сотрудников ГИБДД – от 1 до 2 тысяч рублей. Аналогичное взыскание «светит» от инспекции по Рыбнадзору. Приехал на лед и выпил, расслабился – твоя судьба в руках у ГИБДД. А с особо буйными разбираются уже сотрудники УВД.

- Главная задача наших выездов – предотвратить происшествия на льду, - предваряя рейд, рассказывает главный начальник инспекции по маломерным судам Николай Коротовский. - Рыбаки выезжают на лед озера на автомобилях, зачастую даже не подозревая, какая опасность им грозит. На льду Кременкуля, например, собирается за раз до 160 машин. При такой массе даже толстый лед может проломиться и люди попросту не смогут спастись.

При этом с каждым нарушителем ведется воспитательная беседа. Выясняются причины выезда на лед, проверяется адекватность водителей, знание их ответственности. И чем больше проштрафившиеся рыбаки отпираются - «не знал, не видел, не виноват», тем больше на них наложат штраф по протоколу мировые судьи.

Всем можно, а мне нельзя?

Отговорки у нарушителей придумываются на ходу. Один страдалец, оказывается, решил просто пересечь озеро и напрямки выехать на другую дорогу, но забуксовал. В свидетели он призывал всех окрестных рыбаков, однако свежие лунки и поспешно собранные снасти выдали горе-рыбака с потрохами. Но товарищ не отставал, и, как вариант решения проблемы, в приватной беседе предложил одному из сотрудников ДПС возможность откупиться. «Что вы, я при исполнении, это подсудное дело» - ответили ему. Надлежащий протокол был оформлен.

За другого рыбака–водителя вступился его друг. Речетативом: «за что вы его штрафуете, они ничего не делал, а если делал, то по незнанию, даже если знал – то не хотел, да куда вы его ведете, и что вы все на него накинулись?!» - он пытался разогнать инспекторов. Сам нарушитель сначала ушел в глухую несознанку, однако когда его документы забрали для оформления протокола, его взгляд вдруг прояснился.

- А они что? - глубокомысленно спросил рыбак и неопределенно махнул рукой на другой конец озера.
- И до них доберемся, - успокоил его инспектор.

Это не я

В этом году, к счастью, трагических случаев пока не было. Но сотрудники МЧС ежегодно вытаскивают провалившиеся под лед автомобили и снегоходы. Однако рыбаков это не останавливает, и они с завидной регулярностью предпочитают рисковать жизнью на льду водоемов области.

- Смотрите, мы не успели оформить протокол первым нарушителям, как нас уже заметили, - смеется государственный инспектор Челябинского инспекторского отделения Анатолий Межевич. - Сейчас рыбаки побросают свои лунки, соберут вещи и уедут на берег.

И точно, на наших глазах несколько «свежеупакованных машин» устремились к линии горизонта. Однако уже на берегу их нагнали сотрудники ДПС и развернули обратно. Нам посчастливилось поприсутствовать при классической дискуссии правонарушителей и служителей закона на тему – «кто виноват?» и «что делать?»

- Я отлично знаю, что на лед выезжать нельзя, - оживленно рассказывает собравшимся рыбак Игорь с «говорящей» фамилией Медведев. - Однако менталитет россиян неискореним. Конечно же, все автомобилисты знают, что машина может провалиться под лед, но, как обычно, надеются на русский «авось». С другой стороны, обычно водитель думает – вон сколько машин на озере, значит, туда можно заехать. Да и рыба должна ловиться, не просто же так все стоят?

- Поэтому и вы решили заехать на озеро и половить рыбки? - хитро переспросил его один из инспекторов
- Да что вы! Я вообще сегодня на машине никуда не выезжал! - с лукавым прищуром ответил ему проштрафившийся рыбак.

А мы не знали

Некоторые рыбаки утверждают, что и знать не знали о запрете выезда на лед водоема. Сетовали на отсутствие предупреждающих знаков, на сложную экономическую обстановку, на благодатную погоду для ловли рыбы, на бездействие служб, охраняющих водоемы, на дезинформацию с радио и телевидения. Смешные агрументы для страны, где незнание законов никогда не освобождало от ответственности.

- Заметьте, мы регулярно закапываем тракторами все съезды к озеру, продолжает беседовать с нарушителями инспектор Анатолий Межевич. - Однако все кордоны спустя пару дней обнаруживаются разбитыми. Ставим таблички – сносят. Неустанно повторяем – нельзя на лед, это опасно – не слышат. Остается только ловить и действовать «рублем».

Интересно, что не все водители, приезжающие на рыбалку, встают на машине прямо на месте ловли. У станции рыбаков и на автомобильных съездах к берегу озера припаркованы до 20-30 автомобилей одновременно. Люди приезжают, оставляют машины на берегу, берут достаточно тяжелые снасти и бредут по белому безмолвию, чтобы по одним им понятным приметам определить место для наиболее удачной ловли. Другие же предпочитают нарушать.

Выхода нет?

Не все законопослушные водители ставят свою машину в безопасном месте. Зачастую на тонкой кромке льда у камышей скапливается множество машин. И то, что сегодня лед не треснул – большая удача. Завтра, после небольшой оттепели, на этом месте может произойти трагедия.

- Вы только посмотрите, какую грязь после себя оставляют автомобилисты, - делятся переживаниями инспекторы Рыбнадзора. - Когда верхний слой снега начнет подтаивать, здесь будет ужасающая картина. Пакеты с мусором, обрывки полиэтиленовой тары, бутылки, покрышки следи масляных пятен и жуткий смрад под весенним солнцем. Эту помойку невозможно убрать целиком, а остатки уйдут под воду и станут отравой.

Рейд шел по своему сценарию: машина, нарушитель, документы, беседа, протокол, следующая машина. С озера вереницей уезжали проштрафившиеся рыбаки с повестками в суд. Однако никто не гарантирует, что через полчаса после окончания рейда толпа машин не вернется на озеро. И если учесть, что Южный Урал богат на водоемы, кавалькаде инспекторов придется остаться здесь жить. Возможно, существует другой выход из проблемы, но он пока неизвестен.

Сейчас кортеж из служб продолжает окапывать съезды к озерам, ставить таблички, проводить внезапные рейды. Неблагодарная, муторная, трудоемкая работа. Но без нее все призывы к сознательности южноуральцев оборачиваются пустыми словами. Может быть, хоть читатель задумается прежде, чем выбрать место парковки на уральских озерах или закопать кулек с мусором в сугробе среди камышей.