23 января 2009, Автор: Людмила АРХИПОВА

Листовое золото и простое платье: тайны сарматской жрицы

Листовое золото и простое платье: тайны сарматской жрицы

Золото – один из самых стойких материалов, который сохраняется в земле веками. В этом сегодня может воочию убедиться каждый желающий. В Челябинском областном краеведческом музее открылась уникальная экспозиция с сокровищами сарматской жрицы.

Золотая гривна – шейное украшение с изображением двух хищных животных, браслеты, кольца и височные подвески в несколько витков, бусы из сердолика и полосчатого агата. То, что нашли археологи рядом с телом жрицы, сохранилось в идеальном состоянии. Меньше повезло небольшому бронзовому котелку с ручкой и носиком-сливом, он за 25 веков лежания в земле позеленел. Как предполагает непосредственный участник раскопок, археолог Алексей Шапиров, этот сосуд использовался для заваривания трав, и является аналогом современного чайничка для заварки.

Рядом с останками женщины также было обнаружено бронзовое зеркальце редкой для Урала формы. Оно сохранилось не очень хорошо и сейчас находится в музейных активах. Отметим, что неподалеку от захоронения жрицы нашли тела еще двух девушек. Исследователи уточняют, что именно рядом с ними находились колчаны со стрелами. Всего археологи обнаружили 667 наконечников от стрел сложной формы. Все эти предметы нашли при раскопках Кичигинских курганов в прошлом году. На днях, после восстановления коллекции, сокровища сарматской жрицы были выставлены на экспозиции Челябинского областного краеведческого музея. Как особо отмечает заместитель по науке музея Надежда Иванова, в помещениях для сокровищ сарматской жрицы созданы все условия.

Естественно, что предметы были должным образом подготовлены к экспозиции. Листовое золото, которым покрыта бронза на украшениях жрицы, в чистке особо не нуждалось. Анализ драгоценного металла позволил определить, что оно было добыто на уральских рудниках. Масштабной реконструкции подверглось ее одеяние. Костюм знатной женщины, а именно так предпочитают называть жрицу археологи, был изготовлен из настоящей шерсти алого цвета по известным в те времена технологиям ткачества и кройки. По мнению заведующей отделом археологии музея Надежды Степановой, расположение украшений вокруг груди и рук женщины указывает на то, что дама носила простое цельнокроенное платье. На голове ее с помощью налобной повязки был закреплен большой платок. Интересно, что сарматская культура не знала ножниц, и швеи кроили ткань ножом или просто рвали на подходящие куски. Таким же образом были изготовлены и шаровары женщины. На ногах дамы тех времен носили обувку, сшитую из кожи на манер мокасин. Стоит уточнить, что на экспозиции музея весь костюм жрицы надет на специальную куклу без лица.

О лике знатной женщины нужно говорить особо. Лицо дамы было восстановлено по российской технологии антропологической реконструкции. По этой методике на оригинальный сохранившийся череп человека постепенно, слой за слоем, с помощью пластилина наносятся все «живые» ткани: мышцы, связки, кожа. В итоге при точном соблюдении пропорций и учитывании особенностей строения черепа получается практически подлинные лица живших 25 веков назад людей. Оригинальная гипсовая модель получившейся головы была затонирована составами и выставлена рядом с сокровищами жрицы.

На вид знатной даме – более 50 лет. Ее изможденное морщинами усталое лицо говорит исследователям о трудной и полной страданий жизни женщин тех лет. Однако тонкий профиль и прямая осанка символизируют упорство, трудолюбие и гордость этой очень пожилой по тем меркам женщины. Об этом говорят и два близлежащих захоронения более молодых жриц с колчанами и стрелами. Здесь уместно вспомнить обычай сарматов, который был описан Геродотом. Испокон веку молодые сраматские женщины занимались охотой наравне с мужчинами. Они стреляли из лука и скакали на лошадях, принимали участие в боевых действиях. Когда женщина выходит замуж, она посвящает свою жизнь семье, уходу за детьми и хозяйству. Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что сарматская жрица была замужней женщиной, а две дамы помоложе – еще нет. Уникальные материалы Кичигинского захоронения позволяют предположить, что девушки принадлежали к знатному сарматскому роду.

Кстати, интересен еще один факт, у самой жрицы не обнаружили одной кисти, однако украшения на месте отсутствующей конечности были. Ученые предполагают, что в те времена у столь знатной женщины была возможность изготовить и носить кожаный протез.

Специалисты областного краеведческого музея особенно благодарят администрацию Челябинской области за организацию раскопок и челябинских археологов – Сергея Боталова и Александра Таирова. Значение этих находок для археологических исследований кочевых народов, живших за 25 веков до нас на территории Челябинской области, огромно. Уже сейчас идет пересмотрение устоявшихся взглядов о сарматском мире, появляются новые теории, вопросы, мнения. Реликвии подобной значимости поступают в краеведческий музей впервые. Подробнее об этих и других экспонатах краеведческого музея вы сможете узнать у экскурсоводов.