16 января 2009, Автор: Людмила АРХИПОВА

Права по новым стандартам: пострадает теория, практика и кошелек

Права по новым стандартам: пострадает теория, практика и кошелек

Будущие автомобилисты могут вздохнуть спокойно. Министерство образования и науки РФ не планирует увеличивать до шести месяцев срок подготовки водителей в автошколах, как было заявлено ранее. Однако вступивший в силу с 1 января 2009 года законопроект таит в себе много интересных нюансов и является переходным к окончательной редакции закона о подготовке водителей 2011 года. Чего ждать южноуральцам, желающим получить права в этом году, в материале корреспондента «Полит74».

По официальному заявлению замглавы Министерства образования и науки Исака Калины, сроки подготовки водителей в автошколе увеличены не будут. Вместо этого в ущерб теории вырастет количество часов, отведенных на практическое обучение. Для водителей категории «В» оно увеличится в полтора раза. А срок, отводимый на практику для получающих права на управление грузовыми машинами и автобусами, подрастет на 20 процентов. Как отметил Исак Калина, высвободить время планируется за счет внутреннего перераспределения изучаемых учениками автошкол тем.

По данным Госавтоинспекции, ежегодно из-за нарушения ПДД водителями со стажем до трех лет совершается около 16 процентов аварий. Другими словами, это каждое шестое дорожное происшествие. Получается, что теоретическая и практическая подготовка недавних выпускников автошколы оставляет желать лучшего, а сам водитель вынужден получать опыт самостоятельно, набивая шишки на неизбежных пробелах в знаниях и навыках.

По мнению ведущего специалиста отдела лицензирования Министерства образования и науки Челябинской области Олега Поленина, увеличение количества практики – положительная черта. Введенные еще с 1999 года нормы часов на теорию и практику обучения давно пора было изменить. Подтверждение этому – высокие показатели сдачи экзаменов в ГИБДД у учеников тех автошкол, которые самостоятельно перешли на увеличенное количество практических часов. Однако уменьшение времени, отведенного на теорию, практически вдвое - повод для серьезных раздумий.

- Было бы правильнее, если бы урезали все часы, отведенные на изучение технического устройства, ремонта и техобслуживания автомобилей, - уверен Олег Викторович. - В Челябинской области существует множество сервисных центров, и такие знания в последнее время не кажутся обязательными. Дамам за рулем, например, навыки ремонта машин могут вообще не пригодиться. Да и для современных автомобилей иностранного производства по условиям продажи и гарантийного техобслуживания в сервис-центре самостоятельное исправление неполадок не приветствуется. Однако в последней редакции закона мы видим, что из теории были исключены часы, посвященные изучению именно правил дорожного движения.

Очевидно, что подобное перераспределение ударит по карману каждого, кто начнет учиться с января 2009 года. Арифметика проста – сумма оплаты за знания, полученные в автошколе, делятся на две части – теория и практика. Стоимость каждого практического занятия в различных учебных центрах варьируется от 170 до 250 рублей в час. И если учесть, что время, отведенное на вождение, увеличилось с 32 до 50 часов, цена практики тоже вырастет примерно в полтора раза. С другой стороны, из-за уменьшения числа часов на теорию с 206 до 106 автошкола может снизить цену вопроса. Может, но не обязана. Отметим, что в прошлом году получение знаний по правилам дорожного движения стоило от 6 до 8,5 тысяч рублей.

- Стоимость обучения однозначно вырастет, - убежден инструктор занятий на автотренажерах автошколы «Росто» Михаил Медведев. - Это уже произошло. Преподаватели теории теперь смогут только оперативно выдать ее, не вдаваясь в подробности, без пояснений и комментариев. Если учесть, что часть учеников не успевала и по старой программе - можно уповать лишь на самостоятельную подготовку. При этом преподаватели теории серьезно потеряют в заработной плате.

Если говорить об обещании не увеличивать сроки обучения, то здесь может возникнуть проблема укомплектованности каждой отдельно взятой автошколы специальными машинами и лицензированными инструкторами. Теперь ученикам нужно успеть за тот же период времени «выкатать» большее количество часов. И, естественно, если «машино-людей» у учебного заведения не хватит – обучение однозначно затянется. Однако, по подсчетам специалистов, в идеальных условиях пятичасовой рабочей недели автошколы и ежедневной «накатке» двух практических часов время подготовки водителя можно сократить до двух месяцев. Напомним, что в среднем образовательное учреждение обещает получение прав через 3,5 - 4 месяца.

Также не совсем ясно, почему до 2008 года водители обучались по стандартам 1984 года. Как отметил заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Василий Белобородов, изменений в сфере подготовки водителей не проводилось больше 20 лет. И только в прошлом году начали делаться первые шаги крупной реформы. Эти изменения – всего лишь промежуточный шаг к принятию еще одного закона в 2011 году. Один из его пунктов гласит, что в скором будущем практически во всех категориях прав появятся так называемые подкатегории, и на каждую их них будет разработана своя учебная программа. Например, средства передвижения могут разделить по объему двигателя. Также предполагается, что в отдельную графу попадут спортивные автомобили – для ралли и соревнований внедорожников.

Любопытно, что в принятом законопроекте осталось место для приобретения первоначальных навыков вождения с помощью автотренажеров, если таковые имеются в автошколе. Примечательно, что на виртуальные гонки по пересеченной местности с минимальным моделированием аварийных ситуаций отведено даже больше времени, нежели раньше – четыре против шести - восьми нынешних часов. Для чего это время снова вырвали из практической программы – непонятно.

- Ученик автошколы будет еще хуже знать теорию, а платить за это больше, - уверен директор (шеф-инструктор) частной академии практического вождения автомобилей Евгений Гржещук. - Причем качество обучения навыкам вождения также не улучшится, так как отношение инструктора к ученику не изменится. Ему невыгодно работать больше, и он будет давать ту же программу, что и раньше. Поэтому у частных инструкторов работа будет всегда. Особенно у тех, кто готов учить на автомобиле клиента. Частники занимаются обучением со всем старанием.

Однако стоит напомнить, что в федеральном законодательстве пока еще предусмотрена статья, разрешающая самостоятельную подготовку желающих к сдаче экзамена на права. Любой здравомыслящий человек сможет на дому усвоить большую часть из программы автошколы, проштудировав правила и прорешав билеты. Опять же, за пояснениями по некоторым теоретическим и практическим вопросам можно обратиться к тем же специалистам из автошколы или частникам. Для подобных самоучек предусмотрен отдельный день приема экзаменов в ГИБДД – понедельник. Правда, как уверяют большинство автолюбителей и даже сотрудники милиции – удобнее и безболезненнее всего сдать на права в общем потоке учеников своей автошколы. Экзаменаторы относятся к ним намного лояльнее. Так или иначе, выбор места и средств для получения знаний всегда остается за вами.