4 августа 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Святой источник оказался помехой

Святой источник оказался помехой

Единственный в Челябинске святой источник на грани уничтожения. Когда-то к нему приходили тысячи паломников со всего Урала за животворной водой, люди верили в ее целительную силу. После революции 1917 года источник залили бетоном, о нем забыли. А сейчас земля, на которой находится святыня, c «благословления» Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Челябинской области отдана под застройку и скоро может навсегда исчезнуть с лица земли.

К животворному источнику от восстановленного в 1996 году храма «Всех скорбящих Радость» (находится на территории бывшего плодопитомника Ленинского района, улица Энергетиков, 21а) протоптана тропинка. Справа и слева от нее нас провожают, словно караульные, столетние ели. Судя по расположению деревьев и их внешнему виду (все, как один, великаны), оказались они здесь не случайно. Кто-то заботливый высадил их и следил за тем, чтобы саженцы набрали силу, не погибли. Вскоре в зарослях перед нами появляется нечто, очень отдаленно напоминающее источник: крест и бетонная «крышка» сверху – вот и все. «Мы брали пробу – там есть вода, нужно только вскрыть бетон», - успокаивает прихожанка храма Ирина.

Попытка проникнуть к источнику, минуя тропинку, с другой стороны оказалась безуспешной. Заросли «плодушки» настолько плотно сомкнули свои ветви, что только отчаянные люди не поостерегутся нарушить их покой, не опасаясь за свое здоровье. Кстати, как говорят местные жители, это место давно облюбовали бомжи. Добропорядочные граждане в вечернее время предпочитают обходить заросли стороной – береженого бог бережет.

«Облагородить бы «плодушку» - такой парк хороший получился бы, - посетовала пожилая женщина. - Тем более что своего парка в Ленинском районе нет. С детьми погулять негде». Видимо, эта идея давно бродит в умах людей. Неслучайно жители Ленинского района обратились в Общероссийское общественное движение «Гражданское общество» с просьбой о помощи.

- На этих землях монахи столетиями садили деревья, облагораживали земли монастыря, создав уникальный и прекрасный сад. Жители района, прихожане храма и мы считаем, что здесь должен быть парк для жителей всего Ленинского района. Прихожане храма уже сказали свое слово, поставив подписи. Теперь свое мнение начинают высказывать все жители Ленинского района. Мы не можем допустить уничтожения сада и добиваемся того, чтобы на этом месте был создан парк, - говорит руководитель Ленинского отделения «Гражданского общества» Дмитрий Петров.

История нашего города

147 лет назад на современной улице Цвиллинга, на земле, где ныне располагаются здание областного правительства и гостиница «Южный Урал», находился Одигитриевский женский монастырь (Одигитрия в переводе с греческого – Путеводительница). Монастырю принадлежали два храма – Одигитриевский и Вознесенский – и две небольшие церкви: Николаевская (на ее месте и был возрожден в 90-х годах храм «Всех скорбящих Радость») и Серафимовская.

Монастырь славился на всю округу и далеко за ее пределами, был крупнейшим землевладельцем в Челябинске. При монастыре действовала церковно-приходская школа, одна из лучших в епархии и первая в нашем городе. Женский монастырь ведал большим хозяйством. Свечной заводик, на котором трудились монахини, снабжал свечами весь Челябинский уезд. Работали при монастыре иконописная и белошвейная мастерские. На последней в 1913 году монахини изготовили белье «гладьевой работы» специально к 300-летию дома Романовых и отправили его в подарок императорской семье, за что получили высочайшую благодарность.

Восхищает тот факт, что основала монастырь обыкновенная крестьянка по имени Анна (в монашестве – Агния). Родом Анна из Оренбургской губернии. Будущая игуменья с молодых ногтей мечтала посвятить свою жизнь служению богу. В 26 лет с тремя единомышленницами устроили на безлюдном острове на озере Чебаркуль кельи-землянки и жили в них полтора года.

В Челябинск Анна приехала по совету своего духовного отца. А начинался монастырь с небольшого домика, который Анна вместе с подругами приобрела на собственные деньги. Вообще-то, все богатое хозяйство монастыря было заслугой монахинь, результатом их тяжелой работы. Сестры обучались рукоделию, ходили на заработки на казачьи поля, косили траву, жали и молотили хлеб. Правда, получали они и пожертвования. На это обстоятельство и уповали монахини, когда упрашивали новую власть зарегистрировать монастырь в качестве трудовой артели и сохранить за ним право владения монастырскими церквями.

Тем не менее, 12 ноября 1920 года выходит распоряжение Челябинского губисполкома: «Немедленно отвести 50 процентов монастырских помещений под приюты, дома ребенка и прочее, уплотнив монахинь». А 24 марта 1921 года газета «Советская правда» обвинила монахинь в контрреволюционном заговоре, на основании этого «Президиум губисполкома постановил монастырь закрыть, оставшихся монахинь, сопротивлявшихся выселению, заключить временно в концентрационный лагерь, престарелых монахинь поместить в дом призрения».

В Челябинском областном архиве хранятся документы, описывающие историю уничтожения Одигитриевского монастыря, но не все подробности дошли до нас. Во второй половине 90-х годов прошлого века на месте Николаевской церкви, некогда украшавшей монастырскую заимку, строители обнаружили человеческие кости. Судя по всему, люди, захороненные здесь, умерли в одно время. Удалось установить личности 49 из них. Это были монахини, инокини, послушницы, игуменьи монастыря. Что произошло с ними, мы никогда не узнаем. По одной из версий они стали жертвами бессердечных «судей», когда защищали церковь от разорения.

Сейчас немногие знают о том, что опытно-производственное хозяйство «Садовое», обосновавшееся на плодородных землях Ленинского района Челябинска в 1936 году и в народе окрещенное «плодушкой», вторглось на территорию бывшей монастырской заимки (хутор назывался «Богомазовский лог»). Она растянулась бы сейчас от кинотеатра «Аврора» до улицы Южной и от ДК «Энергетик» до улицы Гагарина. Здесь выращивали монахини свои знаменитые яблоки, а также другие фрукты и овощи.

На монастырском подворье располагались конный и скотный двор, пасека, фруктовый сад, а также школа и приют для сирот. Неподалеку находился монастырский пруд «Девичьи слезы». Он, кстати, сохранился. В нем купается местная ребятня. Жители Ленинского района прозвали пруд котлованом. Считается, что его вырыли строители для сбора мусора. Пруд на самом деле рукотворный. Только вырыли его не строители, а монахини и послушницы монастыря. Здесь они разводили рыбу и брали воду для полива сада и других нужд. Глубина пруда составляет 10 метров.

Неподалеку от церкви, в гуще деревьев и почти недоступный для людских глаз, находится животворный источник. К сожалению, в архиве не нашлось подробных сведений о том, когда впервые и при каких обстоятельствах источник приобрел популярность у верующих. С какой легендой связывают его открытие, мы уже никогда не узнаем. Объявив монахинь «контрреволюционным элементом», сторонники новой жизни залили источник бетоном, видимо, для того, чтобы раз и навсегда отвадить паломников.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Одигитриевский женский монастырь навсегда разрушен – и с этим уже ничего не поделаешь. Однако именно сейчас историю бывшей монастырской заимки можно повернуть в новое русло. Что победит – алчность предпринимателей или здравый смысл – пока сложно предсказать. В сущности, многое зависит от людей.