11 октября 2006, Автор: Светлана СИМАКОВА

Панихида по медицинской этике

Панихида по медицинской этике

Пятьдесят семь лет назад Всемирная медицинская ассоциация приняла международный кодекс медицинской этики. Среди пациентов об этом знают разве что энциклопедисты. Врачи с понятиями «этика» и «деонтология», конечно же, знакомы. Есть такие предметы в медицинских академиях. Но совмещать науку с практикой для большинства - непосильный труд.

«Этика» происходит от древнегреческого «этос» - нрав. И является учением о морали. Это система норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы.

Лучше всего о медицинской этике сказал Митрополит Антоний Сурожский, сам в прошлом врач: «Подход врача не может быть просто «научным»; в нем должно быть сострадание, жалость, желание помочь, уважение к человеку, готовность облегчить его страдания, готовность продлить его жизнь…»

Вы часто встречаетесь с такими врачами? Если меня поднимут ночью, я смогу назвать только две фамилии.
Крепких профессионалов много. Есть среди них по-настоящему талантливые врачи. Но как оценить хирурга, который спас пациента на операционном столе, а потом «убил» словом? Бывает и такое.

Практика же первоначального накопления капитала в постсоветской стране стала множить примеры неэтичного отношения эскулапов к пациентам. Несколько типичных для нашего времени примеров:

- Четверо в палате ждут операции. Анестезиолог по очереди вызывает их в коридор и шепчется в уголке. Идет торг – какую анестезию применять. Есть деньги – гарантированы новые препараты. Нет – не обессудьте. Но деньги почему-то нужно НЕЗАМЕТНО положить в карман докторского халата.

- После операции сестра приходит впрыскивать анальгетик. Берет из тумбочки пациента «Кетонал» и уходит в процедурный кабинет набирать его в шприц. Возвращается, ставит укол. У пациента возмущение на лице: «Это не «Кетонал», от него всегда боль по ноге разливается!» «Докажите», - холодно цедит сестричка и уходит с гордо поднятой головой.

- Старушка – «божий одуванчик», дождавшись очереди, пытается втиснуться в кабинет невропатолога. «Куда? - гневно вопрошает доктор, удерживая дверь с другой стороны. - Прием окончен, умирать пора, а они все по поликлиникам таскаются!»

- Молодой человек попадает на прием к участковому врачу, жалуется на боли в сердце. Терапевт предлагает дорогостоящее обследование, но не сердечной мышцы. Медицинская техника фиксирует разные отклонения, врач выписывает гору таблеток. А вечером пациента с инфарктом увозят в больницу. Как выясняется позднее, участковый доктор десять лет в здравоохранении не работала. Тяга к профессии появилась вновь после повышения зарплаты участковым врачам. И ее взяли. Без переподготовки.

Надо ли говорить о тех, кого по халатности заразили в наших больницах вирусом СПИД? О роженицах, которые наперебой рассказывают о грубости и циничности докторов, принимающих роды? О незаконной трансплантации органов?

Что разъедает медицинскую этику? Мы спросили об этом самих врачей. Заведующая отделением кардиологии ГКБ №3 Ольга Михайловна Хайрулина считает:

- Проблема медицинской этики возникла на заре медицины. Она есть и будет всегда. Далеко не все доктора придерживаются этических норм и правил. Это вредит всем. И коллегам, и, в первую очередь, пациентам. Сейчас в нашей стране проблема эта обострилась еще больше из-за повышения заработной платы только избранным звеньям медицинских работников. Это порождает вражду, рознь там, где ее по определению не должно быть. Нет целостности в коллективе. Каждый пытается урвать кусок побольше и боится только за себя. Происходит дешевая борьба за авторитет. Заметно снижается культура врачей, а это одна из причин нарушения медицинской этики.

Хирург-стоматолог Дмитрий Геннадьевич Кучин с ней согласен:

- Коммерциализация медицины многое изменила. Хотя и в прежние, советские времена, все зависело от врача. Мое глубокое убеждение – этике научить невозможно. Другое дело, нет законов, которые помогали бы пациентам отстаивать свои права. Доказать неэтичность поведения врача или медицинской сестры очень сложно, практически невозможно.

Бывший доктор Вадим (фамилию просил не называть) ушел из медицины именно по этическим соображениям:

- Врачи сегодня получают гроши и ищут пути зарабатывания денег в ущерб этике. Есть у пациента деньги – лечат. Нет – умирай. Очень сложно человеку ограничить себя внутренне. Непомерный труд в нашей стране – быть богатым врачом и хорошим человеком одновременно.

Выходит, в России по медицинской этике можно заказывать панихиду.