9 октября 2006, Автор: Ольга ТИТОВА

Что нам стоит дом построить?

Что нам стоит дом построить?

Строительная гонка, спровоцированная национальным проектом, призвана была решить проблемы россиян. Однако пока что обнажила проблемы строителей. Выяснилось вдруг, что одного энтузиазма и отмашки властей недостаточно. Еще нужно ответить на массу вопросов, которые до сих пор оставались в тени.

Впервые в этом году в Законодательном собрании области на рабочих группах был создан комитет по градостроительству, который возглавил Юрий Карликанов. А в пятницу, 6 октября, члены городского союза строителей собрались в Доме архитектора, чтобы поговорить о наболевшем. Главный вывод встречи – проблемы надо решать сообща.

Выступавшие не скупились на критику. Многие участники встречи сошлись во мнении, что основным тормозом бурного строительства является государственная экспертиза.

Проект реконструкции улицы Труда был сдан на экспертизу в июне. В августе строительные бригады уже закончили свою работу, и по улице вновь пустили движение транспорта. Однако, как утверждает представитель строительной фирмы, проводившей реконструкцию, заключение эксперта до сих пор не готово. А нет экспертизы, нет и заработанных по праву денег.

Строители обвиняют чиновников в жадности. Мол, те всеми силами стараются снизить сметную стоимость работ. И в своем рвении порой доходят до абсурда. Еще один пример – из сферы дорожного строительства.

Капитальный ремонт Комсомольского проспекта завершился в прошлом году. Весной этого года проект был отправлен на экспертизу и не прошел ее. Из него исчезли такие важные статьи расходов, как затраты на расширение и озеленение улицы, на установку ограждений и замену дорожных знаков, на усиление колодцев и инженерных сетей.

За ненадобностью были исключены и затраты на укладку слоев оснований дорожных одежд. То есть, по мнению эксперта, асфальт следовало класть прямо на голый грунт. Понятно, что все расходы, которые признали «неважными», лягут тяжелым грузом на самих строителей, ведь работа уже выполнена.

В результате в Челябинске возникает парадоксальная ситуация: новый дом построен, но стоит пустым. Строительная фирма не имеет права продавать квартиры без экспертизы, документы для которой готовятся в некоторых случаях по два года.

Затягивание сроков – еще одна проблема, с которой справиться пока не удается. У экспертизы лицо чиновника, жалуются строители. Законы отошли на второй план. Быть или не быть, всецело решает эксперт.

Почему эта болезнь обострилась именно в последнее время, объяснил председатель союза промышленных предприятий Челябинской области Борис Беркович:

- Беды начались с введением новых строительных законов, которые то и дело дополняются. Путаница создается, когда старый документ еще не потерял силу, а новый пока не вступил в свои права. В это время государственная экспертиза руководствуется своими старыми, неотмененными новым законодательством нормами.

Претензий к закону не сосчитать. Например, Градостроительный кодекс не предусматривает разрешения на подготовительные работы. Выкупив или арендовав участок на аукционе, победитель еще должен побегать по кабинетам, прежде чем сможет начать готовить землю к будущему строительству. Время уходит, грозя сорвать все сроки. Подрядчик и заказчик влезают в долги, надеясь на прибыль, которую еще нужно отстоять.

Первый заместитель главы города Сергей Давыдов подчеркнул:

- У нас появился опыт проведения аукционов. Но есть проблема: по новому Градостроительному кодексу, чтобы сдать в эксплуатацию дом, необходимо разрешение от государственного строительного надзора. Однако эта структура пока не создана.
Мы решаем общую задачу: должны построить как можно больше жилья. Поэтому работу должны организовать таким образом, чтобы исключить задержки в прохождении документов.

На днях встречались с новым руководителем Госэкспертизы Сергеем Кочкиным с тем, чтобы наладить совместную работу. Договорились о том, что каждую пятницу в 13.00 будем встречаться, чтобы решать проблемы. Кроме того, есть предложение создать рабочую группу, в которую войдет и представитель городской администрации.