28 мая 2008, Автор: Елена ИЛЬИНА

Защитят только близкие

К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного «Полит74» накануне Дня защиты детей. Беда только в том, что иной раз самые родные ребенку люди оказываются равнодушными к его судьбе. И тогда маленький человек остается один на один со своими бедами, несмотря на все усилия властей и общественных организаций.

Помоги себе сам

По данным правоохранительных органов, в прошлом году от рук преступников в России погибли две с половиной тысячи детей. А всего за год против детей и подростков было совершено более 160 тысяч преступлений.

Челябинская область на общероссийском фоне выглядит не так уж страшно. Например, по свидетельству заместителя руководителя следственного управления Следственного комитета при областной прокуратуре Александра Заболиченко, число насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних по сравнению с прошлым годом снизилось. Правда, они стали «громче»: чего стоит дело «златоустовского маньяка», который сейчас проходит судебно-психиатрическую экспертизу – кстати, скорее всего, его признают вменяемым.

В следственном управлении утверждают: подобных преступлений прежде было не меньше. Просто широкой огласке они не предавались. Сегодня доступ к информации открыт и возмущаться могут все желающие, однако санкции за причинение тяжкого вреда ребенку или его убийство низки. Максимальное наказание – 15 лет лишения свободы.

Лояльность законопослушных граждан достигла своего предела: законодатели российских регионов, в том числе и Южного Урала, ратуют за отмену моратория на смертную казнь в отношении детоубийц. Пока это остается лишь весьма противоречивой инициативой, хотя следователи констатируют: исправление извращенцев – вещь призрачная. Большая их часть, выйдя из мест лишения свободы, берется за свое.

Вопрос, как защитить детей от жутких наклонностей маньяков, остается открытым. По мнению руководителя общественного фонда «Надежда» Надежды Батист, раньше поток преступлений как в среде несовершеннолетних, так и против них сдерживали детские комнаты милиции, где потенциальных малолетних преступников или жертв держали на постоянном контроле. Сейчас очаги неблагополучия выявляются лишь во время рейдов, которые проводятся не так уж часто.

Сегодня детям и подросткам рекомендуется самим проявлять бдительность и осторожность. В недрах ГУВД области родилась памятка для несовершеннолетних. Несложные правила предписывают не открывать дверь посторонним, не вступать в разговоры с нетрезвыми прохожими и так далее. Памятку распространяют в школах. Однако, чтобы ребенок ее усвоил, взрослые должны приложить усилия. В первую очередь – родители. Но оградить свое дитя от опасности готовы не все: жертвами преступников чаще всего становятся дети из неблагополучных семей.

Когда родителям некогда

День защиты детей приобретает особую актуальность в Год семьи, каковым объявлен текущий 2008-й. Лучше близких ребенка не защитит никто. Тем не менее, по данным российской статистики, в прошлом году родители и отчимы совершили против детей более шести тысяч преступлений. В основном это жестокое обращение.

Такие случаи есть и в Челябинске. В муниципальный Кризисный центр нередко приходят бабушки и дедушки, которые сетуют на жестокое обращение с их внуками со стороны родителей. Как поясняет директор центра Наталья Суркова, это может быть как физическое, так и психологическое насилие. Причем в последнее время о своем желании сохранить семью все чаще заявляют мужчины: спокойствие в таких семьях нарушают «хранительницы очага».

На сегодняшнем этапе общество пришло к пониманию: помогать семье надо всем миром, то бишь совместными усилиями органов здравоохранения, образования, социальной защиты и правопорядка. Подобная комплексная программа разработана в Сатке и уже дала свои плоды. Ряд семей удалось вытащить из кризиса.

Стоит отметить, что неблагополучие семьи далеко не всегда сопряжено с ее малой обеспеченностью. Надежда Батист приводит пример, когда в фонд за помощью обратилась девочка-подросток, регулярно подвергавшаяся издевательствам в школе. К общественникам она пришла со следами побоев. Для нее фонд стал последней инстанцией: когда ребенок пожаловался на одноклассников своему довольно состоятельному папе, тот «решил проблему» просто – предложил нанять для дочери охрану, чтобы сопровождать ее в школу и обратно. А как оградить ребенка от того, что происходит в стенах учебного заведения? Деньгами тут не поможешь, а глубже вникать в проблемы дочери занятому отцу было недосуг. Ситуация изменилась только тогда, когда усилиями фонда «Надежда» девочка была переведена в другую школу.

Усыновить – значит спасти

Еще хуже, когда родителей нет вовсе. Никто не защитит, не научит, не подскажет. По словам Надежды Батист, 40 процентов малолетних узников колоний – дети-сироты. Подкармливают их общественники.

Они же регулярно бывают в сиротских учреждениях. Хотя, как говорит руководитель общественного фонда «Рука помощи» Николай Щур, это, к сожалению, очень закрытые заведения, стены которых нередко скрывают от посторонних глаз побои, воровство, взятки за усыновление ребенка. Сиротам пожаловаться на произвол персонала, если таковой случается, некому. Единственный способ защиты – убежать из детдома на улицу. Чтобы вскоре быть возвращенным обратно. И если очень повезет, то кто-нибудь возьмет за руку и уведет в свою семью.

По мнению Николая Щура, бюрократический «забор» на пути благотворителей в детские дома очень высок. Люди хотят помогать брошенным детям, но власти пускают к ним неохотно. Общественные организации уже не раз призывали сделать детдома более открытыми, но пока барьер остается на месте.

Нелегок путь и для тех, кто желает взять ребенка из сиротского дома на воспитание. Как считают общественники, не лучшим образом отразился на жизненных перспективах детей запрет на усыновление иностранцами – законодательно он, разумеется, не закреплен, но фактически существует. Как отмечает Николай Щур, зарубежные семьи в основном брали на воспитание тяжело больных сирот, которым отечественная медицина помочь бессильна. Таким образом, эти дети получали шанс на излечение и полноценную жизнь. Теперь они теряют такую возможность.

Утешает лишь то, что, по официальной статистике, растет число россиян, желающих стать родителями приемному ребенку. Однако государственную политику по защите детей, убеждены общественники, все-таки еще только предстоит формировать.