28 мая 2008, Автор: Лариса БЕРЕЗИНА

Денежный рейс «Московии»

Денежный рейс «Московии»

Разбившийся под Челябинском Ан-12 действительно перевозил деньги. Эту информацию сегодня подтвердил председатель ведомственной комиссии по ликвидации последствий аварии Геннадий Курзенков. А причины катастрофы в полном тумане: экипаж опытнейший, выпущенный 40 лет назад самолет в отличном состоянии, метеоусловия были подходящие, заверил чиновник. Правда, мелким авиакомпаниям типа «Московии» теперь не поздоровится.

Появившиеся вскоре после крушения слухи о крупной сумме наличных, которую перевозил лайнер из Москвы, и о большем количестве находившихся на борту людей сегодня обсуждались едва ли не активнее, чем причины трагедии.

Прояснить и то, и другое пресса надеялась на брифинге, который дал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ Геннадий Курзенков, являющийся председателем созданной ведомственной комиссии по ликвидации последствий аварии. Особых откровений чиновник не сделал, но отдельными фразами все же пролил свет на некоторые обстоятельства происшедшего.

- Катастрофа произошла с бортом авиакомпании «Московия», самолеты которой базируются в аэропортах Быково и Домодедово. Компания эксплуатирует самолеты Ту-154 и Ан-12. Погибший Ан-12 вылетел из Быково. На его эксплуатацию имелись все разрешительные документы: сертификат летной годности и другие. По планеру и двигателю имелся достаточный ресурс. Летный состав для выполнения поставленной задачи был подготовлен в полном объеме. Командир воздушного судна – инструктор первого класса, имеет налет более 15 тысяч часов, на этом типе самолета более 10 тысяч часов. Другие члены экипажа также имеют большой налет. Экипаж был подготовленный. Груза на борту не было. Говорить о причинах катастрофы преждевременно, - категорично заявил Геннадий Курзенков.

По словам специалистов, для этого необходимо, прежде всего, произвести расшифровку параметров полета, оценить, в каких условиях работал экипаж, и определить другие факторы, которые могли повлиять на катастрофу. Через четыре часа после трагедии к работе приступили две комиссии. Первая – по ликвидации последствий аварии и оказания помощи семьям погибших, вторая занялась расследованием причин катастрофы. В нее вошли сотрудники межгосударственного транспортного комитета и Ространснадзора.

Что касается марки разбившегося самолета, то она никаких нареканий со стороны Курзенкова не вызвала:

- Самолет очень надежный, достаточно прост в эксплуатации и начал использоваться еще во времена Советского Союза. В частности, погибший самолет был 1968 года выпуска и эксплуатировался без малого четыре десятка лет. Однако он имел остаток межремонтного и назначенного ресурса, то есть в правовом поле, по документации, предварительно замечаний нет. Срок эксплуатации любого самолета, в том числе Ан-12, не предусмотрен. Суда, выполняя полеты в ресурсах, после ремонта продлевают срок эксплуатации. Срок эксплуатации до последующего ремонта для самолета «Московии» заканчивался 31 августа нынешнего года. Далее  по ресурсу он должен был идти на ремонт.

После взлета, при выполнении первого и второго разворота, при наборе высоты экипаж доложил о том, что в кабину поступает дым, и запросил разрешение на выполнение посадки. Выполняя полет по кругу во время четвертого разворота и выходя на снижение, самолет начал уклоняться вправо на удалении 11 километров от взлетно-посадочной полосы, разрушился и сгорел. Так выглядит официальная версия ЧП.

Разрушился ли самолет в воздухе или от удара о землю, пока непонятно. Однако слегка прояснилась цель рейса.

- Перевозил ли самолет денежные знаки – в общем-то, не имеет значения, но подобного рода задачи такого типа самолеты выполняют. В том числе этот самолет выполнял задачу по перевозке денежных средств. Далее он летел на Пермь уже без загрузки, - уточнил Геннадий Курзенков.

Однако беспрецедентный режим секретности, установленный в районе катастрофы, заставляет немного усомниться в словах председателя комиссии. Невозможно не только пешеходам просочиться сквозь густое оцепление, но даже машинам на трассе останавливаться нельзя. В этом случае на непослушных водителей надвигается инспектор ГИБДД с «матюгальником», из которого несется грозный рев.

Информацию о посторонних, находившихся на борту, Курзенков опроверг:

- На борту были только члены экипажа.

Несмотря на созданный им безоблачный имидж «Московии», экипажа и самолета, Курзенков сам поднял тему мелких авиакомпаний, парящих в российском небе:

- В 2007 году в авиакомпаниях с парком судов воздушных судов не более пяти самолетов или вертолетов произошел ряд катастроф, аварий, серьезных инцидентов. Минтранс РФ будет стремиться к сокращению количества компаний, которые по своим ресурсам не могут обеспечить вопросы безопасности полетов.

Таких мелких игроков на воздушном рынке достаточно – около двенадцати. В «Московии» эксплуатировалось три Ту-154 и три Ан-12. Из-за гибели одного из бортов в парке осталось пять судов. Выходит, что «Московия» теперь также станет объектом пристального внимания Ространснадзора?

- Согласно действующему законодательству, после катастрофы, аварии или серьезного инцидента компания будет проверяться на предмет организации летной работы. После выводов комиссии по расследованию катастрофы не исключено, что будут введены какие-то ограничения в зависимости от степени вины руководящего состава или других лиц, причастных к этой катастрофе. Но обвинять только специалистов авиакомпании – неправильно. К этому вопросу всегда подходили и подходят комплексно: оценивают и метеоусловия, и работу диспетчеров, и другие факторы. Погодные условия вчера соответствовали уровню подготовки экипажа.

Родственникам погибших выплатят компенсации, что уже оговорено с руководством компании. Суммы их должно озвучить руководство «Московии».

Тем временем второму рождению радуются жители близлежащих населенных пунктов, которые вчера отделались легким испугом и набрались экстремальных впечатлений на несколько лет вперед. До тех пор, пока им на головы еще какая-нибудь «Московия» не полетит.