Самоуправление. Вторая попытка
Три с половиной месяца осталось до того момента, как в России окончательно установятся и начнут действовать новые принципы местного самоуправления. Если обобщить идею федерального правительства, власть на местах должна получить большие возможности для реализации собственных инициатив. Идея отнюдь не новая. Россия однажды попыталась пойти этим путем. Во второй половине 19 века в ходе земской реформы представители разных сословий получили возможность ведать собственными хозяйственными делами без оглядки на столицу.
Основательная подготовка
Весь сыр-бор из-за 131-го федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Он был принят в 2003-м. Три года потребовалось для того, чтобы адаптировать его к уральскому климату. Подготовка к реализации закона началась уже в ноябре 2003 года.
Николай Рязанов, заместитель губернатора, руководитель аппарата правительства, рассказал о принятых мерах:
- Были внесены изменения в устав и ряд важнейших законов Челябинской области, законодательно оформлены границы и статус всех типов муниципальных образований. Органы местного самоуправления получили государственные полномочия при регистрации актов гражданского стояния, архивного дела, социальной поддержки населения.
В прошлом году мы организовали передачу части земель из государственной собственности в муниципальную и наоборот. Область передала 55 объектов, а муниципалитеты – 55 учреждений здравоохранения и 94 объекта недвижимости. И еще предстоит утвердить перечень имущества, подлежащего разграничению между районами и вновь образованными поселениями.
Как выразился Николай Михайлович, «мягкое вхождение в реформу» потребовало внедрения новых законодательных актов. Например, депутаты ЗСО приняли 43 закона о статусе и границе муниципальных образований. А Совет муниципальных образований Челябинской области утвердил 334 нормативно-правовых акта. Таким образом, новая система территориальной организации местного самоуправления, которую установил 131-й закон, получила поддержку на местах.
Кто в доме хозяин?
Но законодательного казуса избежать не удалось. Старая система административно-территориального устройства, пережиток Советского Союза, работает и по сию пору. А значит, обе системы, действующие в переходный период, пока закон № 131 окончательно не вступит в свои права, существуют параллельно и иногда вступают в противоречие друг с другом.
Депутаты прилагают все силы, чтобы свести эти противоречия к нулю. Но есть проблемы более глубокие, с которыми справиться сложнее. И главная из них в том, чтобы научить население проявлять инициативу.
Люди по привычке ждут помощи от государства даже в самых простых вещах. Завалившийся колодец, мусор на улицах будут нетронутыми, пока за дело не возьмется местная администрация. Похожий пример беспомощности демонстрируют и сами районные власти.
- В Карталинском районе собрание депутатов выразило недоверие главе и обратилось к губернатору с просьбой назначить своего представителя, - поделился Николай Рязанов. – Формально основания для этого есть. Но стыдобище будет, если представитель губернатора начнет разруливать эту ситуацию. Или Каслинское МРУ. Здесь затянулся процесс разграничения муниципальной собственности. До сих пор не решены вопросы по размещению администрации вновь образованного городского поселения.
Другая проблема традиционная – экономического порядка. Многие районы едва сводят концы с концами. Денег хватает только на выживание, о развитии нет и речи. Основной источник пополнения доходов – земельный налог, собрать который нужно еще ухитриться.
По словам Николая Рязанова, серьезно мешают развитию муниципалитетов и огромные долги потребителей за услуги ЖКХ. Бюджеты не имеют возможности даже провести капитальный ремонт жилья.
Из-за нехватки средств оказываются недоступными возможности, обещанные муниципалитетам федеральным законом. В частности, 131-й закон разрешает муниципальным образованиям регистрировать граждан по месту жительства или пребывания при наличии соответствующих финансовых ресурсов. Но, как выясняется, именно в этом и загвоздка. Не все могут себе позволить содержать штат сотрудников, которые бы занимались регистрацией.
В 90-х годах 19 века, спустя 26 лет как земская реформа начала приносить плоды, Александр III принял реакционные законы, которые сводили ее достижения на нет. Власти на местах лишились самостоятельности, закрепилась крестьянская сословная обособленность. Будем надеяться, что на этот раз все получится.