Буря в стакане
Алкоголь – жидкое золото России, источник не только веселья, но и проблем. Челябинцам об этом известно лучше других. Ведь именно в нашем городе 16 лет назад прошел «винный бунт». Трое суток опьяневшие от вседозволенности горожане крушили все вокруг. Мы помним, что послужило причиной для этого. Вечером 22 августа 1990 года народ выстроился в длинную очередь перед магазином «Северо-Западный». Люди спешили купить спиртное. Как водится, всем не хватило…
Июль 2006 года – еще одна важная веха в алкогольной истории нашей страны. И хотя население на удивление спокойно приняло изменения в закон «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», все же правительственные поправки мало кого оставили равнодушным. Что же произошло 1 июля? Попробуем в этом разобраться.
Для нас важны две даты: 21 июля 2005-го и 31 декабря того же года. Именно в эти дни правительство России приняло два существенных изменения в федеральный закон, о котором говорилось выше. Июльская поправка фактически запретила частным предпринимателям торговать спиртным, это право отошло организациям. В течение года частники могли пройти перерегистрацию и заниматься прежним делом уже в новом качестве ООО.
Другая поправка от 31 декабря – своеобразный «подарок» тем же предпринимателям. Она регулирует порядок маркировки алкогольной продукции. На территории России официальный статус приобрела единая федеральная марка, которая заменила две действующие ранее. 1 июля 2006 года оба изменения вступили в силу.
Богач и бедняк
В Челябинской области более шести тысяч предпринимателей имели лицензию на торговлю спиртным. Июль 2006 года пережила только одна треть из них. Остальные оказались не у дел. Дело в том, что закон строго разграничил предпринимателей на «достойных» и «недостойных». Попасть в ту или иную категорию можно благодаря собственному уставному капиталу.
Для организаций, действующих на территории Челябинска и Магнитогорска, планкой назначена цифра в 200 тысяч рублей. Уставный фонд организаций, работающих в других городах области, должен быть не менее 100 тысяч, для сельских поселений ограничение – 30 тысяч.
Все, кто преодолели рубеж, смогли выкупить лицензию на розничную торговлю, заплатив за нее 20 тысяч рублей. За право торговать спиртным оптовики выложили 250 тысяч. Кстати, уставный фонд для них – не менее 10 млн. рублей.
Частные предприниматели первыми заговорили о заговоре крупных организаций, которые, по их мнению, пролоббировали изменения в закон с целью избавиться от конкуренции. После 1 июля эта мысль приобрела особый смысл. В самом деле, факт ухода с алкогольного рынка Челябинской области четырех тысяч частников заставляет задуматься. Для жителей области опасность заключается в том, что подобное обстоятельство может привести к росту цен на спиртное.
Министр сельского хозяйства Челябинской области Иван Феклин настроен оптимистично. На пресс-конференции в Интерфаксе он отметил: «Полностью исключать повышения цен нельзя, но вместе с тем реальных предпосылок для этого нет. Оптовые поставки как были, так и останутся. Вспомните, что творилось раньше на заправках. Множество предпринимателей, и никто не отвечал за качество бензина. Сейчас остались пять крупных компаний. То же произойдет со спиртным. Укрупнение ведет к порядку. Месяц-два, и все встанет на свои места».
Председатель союза предпринимателей Челябинской области Олег Фомин более категоричен. По его словам, потери отдельных магазинов составили от восьми до 200 тысяч рублей. Вопрос напрашивается сам собой: за чей счет они будут восполняться?
Марка качества
Убытки предпринимателей в какой-то степени были спровоцированы федеральным законом № 209. Правительство предложило торговцам вернуть товар, маркированный до 31 декабря 2005 года, производителям с тем, чтобы те переклеили марки. После этого бутылки, приведенные к новому стандарту, снова могли оказаться на прилавках. Законом предусматривалась возможность свободной продажи «старой» продукции до 30 июня. 1 июля она была объявлена вне закона.
Видимо, надеясь на авось, многие предприниматели полгода бездействовали. А когда начал выходить срок, забеспокоились. По России прокатилась волна падений цен на спиртное (в Челябинской области цены снизились в среднем на 15 процентов), но ситуацию не спасла. Население проявило равнодушие к этой новости, никто не бросился скупать алкоголь.
Понять предпринимателей, в общем-то, не трудно. Перемаркировка, хотя и бесплатная по закону, на самом деле стоит денег, и немалых. Чтобы вернуть товар производителю или поставщику, а затем снова его принять, нужно выложить более 100 тысяч рублей. Что уж говорить про заграничные бутылки. Ведь доставку все равно кому-то пришлось бы оплачивать. Зато штраф за продажу нелицензионного товара – от трех до 50 тысяч рублей. Даже школьнику понятно, что выгоднее в этой ситуации.
Другую причину назвал Олег Фомин. По его словам, поставщики, скорее всего, и не стали бы связываться с частными предпринимателями – хлопотно, да и выгоды никакой. Охотнее они примут товар от крупных организаций. Именно поэтому некоторые магазины проигнорировали закон и продолжили торговать спиртным со старыми марками и после 1 июля.
Волна проверок
С 3 июля в Челябинской области начались массовые проверки. Первая ласточка в списке провинившихся – галерея «Континент». Более 500 бутылок, снабженных устаревшими акцизными марками, были сняты с реализации.
Начальник управления по контролю производства и оборота алкогольной продукции Вячеслав Игнатов рассказал: «В течение последнего полугодия нами проведено 399 проверок. В 159 случаях обнаруженная продукция не соответствовала требованиям нормативных актов. Целый букет различных правонарушений. Ситуация в этом вопросе довольно напряженная. По данным прошлого года в области от отравления некачественным алкоголем погибло 1535 человек. По той же причине Россия ежегодно теряет 43 тысячи своих граждан. Каждое пятое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения».
По словам Ивана Феклина, целью поправок является усиление контроля государства над оборотом алкоголя: «Статистика показывает, что минимум 50 процентов объема от всей реализуемой алкогольной продукции – контрафакт. За нее никто не отвечает, налоги не платятся. Непонятно, в каких условиях производится это спиртное. Государство желает ужесточить контроль».
Кстати, качество алкоголя – еще одна ахиллесова пята закона, который, по мнению некоторых, может спровоцировать появление «черного» рынка. В идеале чуткий контроль государства должен привести к тому, что нелегальные производители спиртного потеряют возможность сбывать свой товар. Кроме того, проверять организации проще, чем частных предпринимателей. Однако то же самое государство отдает на откуп производителей контроль над качеством продукции.
Вячеслав Игнатов поделился: «Согласно 102-му закону от 21 июля 2005 года, проверка качества и безопасности продукции осталась на совести производителей. Раньше эту функцию при министерстве сельского хозяйства выполняло государственное предприятие «Гарант». Сейчас оно ликвидировано».
На место «Гаранта» пришла новая структура, созданная на базе Роспотребнадзора, которая так же имеет право проверки. Однако, по словам Вячеслава Анатольевича, полномочия ее сокращены и, скорее всего, она будет работать только по заявлениям бдительных граждан, то есть вряд ли нагрянет с проверкой по собственной инициативе.
Недостача в кошельках предпринимателей, появившаяся с введением поправок к закону, – полбеды. Единая федеральная марка бьет и по карману областного бюджета, ведь теперь налоговые сборы поступают в федеральную казну.
По словам Ивана Феклина, «в прошлом году Челябинская область собрала акцизов на сумму 1 млрд. 385 млн. рублей. По предварительной информации, за половину 2006 года сборы составили 300 миллионов. На сегодня изменилась сама схема распределения налогов. Сначала деньги из области поступают через Смоленск в Москву, а затем 1/53 часть их возвращается назад. В первом полугодии по этой схеме Челябинская область получила 200 млн. рублей. Сумма в два раза уменьшилась, и многое теперь будет зависеть от местных производителей алкогольной продукции».
Что выиграет от правительственных поправок население, а что проиграет - покажет время.