19 июля 2007, Автор: 

Подорожает ли строительство метро?

Правительство Челябинской области разработало три варианта смены собственника горнопроходческого комплекса «Ловат». Один из вариантов – привлечь его в качестве уставного капитала акционерного общества «Челябметрострой». Что, по оценкам экспертов, может привести к удорожанию строительства челябинского метрополитена на 100 млн. рублей в год.

<p>Напомним, эксплуатация ТПМК «Ловат» метростроителями («Челябметрострой») с 2004 года по настоящее время признана неудовлетворительной. Комбайн много месяцев простаивал без работы по самым разным причинам, включая поломки оборудования. В итоге плановые объемы сооружения первой ветки тоннеля в депо выполнялись с большим опозданием. Подрядчики не успевали осваивать выделенные деньги. </p>

<p>Ситуация заставила областное правительство задуматься над эффективностью работы горнопроходческого комплекса. В связи с чем в Министерстве промышленности и природных ресурсов Челябинской области разработали три варианта смены собственника ТПМК «Ловат». </p>

<p>По одному из них горнопроходческий комплекс «Ловат» должен быть передан в аренду городу, по другому – заказчику строительства подземки «Челябметротрансстрою». Третий вариант предполагает инвестировать ТПМК «Ловат» в качестве части уставного капитала АО «Челябметрострой». </p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>Как объяснили «Полит74» в областном правительстве, окончательное решение по этому вопросу еще не принято. Между тем, последний вариант передачи комплекса подрядчику, уже неоднократно доказавшему свою несостоятельность, вызывает по меньшей мере недоумение. </p>
</blockquote>
<p>По словам специалистов заказчика «Челябметротрансстрой», при таком развитии событий резко возрастает стоимость погонного метра тоннеля – в 1,7 раза. По подсчетам экспертов, бюджет понесет единовременно порядка 100 миллионов рублей дополнительных затрат. При этом под эти деньги не будет выполнено никаких физических объемов. </p>

<p>Альтернативные варианты решения проблемы: передать ТПМК в аренду МУП «Челябметротрансстрой» или сделать МУП «ЧМТС» балансодержателем – выглядят более предпочтительными. </p>

<p>Как показывает опыт строительства метрополитена в других городах Российской Федерации, подобное оборудование практически всегда находится в собственности муниципальных предприятий. Данная схема позволяет снизить издержки на сооружение метро, потому что обычно подрядные организации не заинтересованы в снижении стоимости работ, а организации-заказчики, наоборот, заинтересованы в удешевлении стройки. При определении МУП «ЧМТС» балансодержателем (арендатором) схема расчетов за использование ТПМК, действующая на сегодня, не изменится, Следовательно, не произойдет и немотивированного удорожания строительства.</p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>Заинтересованные стороны надеются, что при принятии окончательного решения область будет руководствоваться, прежде всего, интересами стройки и не допустит удорожания строительства. Впрочем, крайний вариант – передачи «Ловата» подрядчику, по всей видимости, уже исключен. На последнем штабе по строительству челябинского метрополитена губернатор Петр Сумин прямым текстом дал понять, что крайне недоволен работой «Челябметростроя» и министра строительства Валерия Шопова. </p>
</blockquote>
<p>Итогом совещания стало поручение главе города Михаилу Юревичу и первому вице-губернатору Владимиру Дятлову в недельный срок разработать новый план вывода процесса строительства челябинского метрополитена из кризиса. Вплоть до привлечения новых подрядных организаций из Москвы и Казани. Петр Сумин также поддержал предложение челябинского мэра о покупке еще одного горнопроходческого комплекса. К 2012-му году метро в Челябинске должно быть запущено. До этого срока нужно успеть сделать практически невозможное. Но как уже показала практика, силами одного «Ловата» и «Челябметростроя» метро в городе вряд ли вообще появится. </p>