9 марта 2007, Автор: 

Бюджет открыт

Горожане готовятся к публичным слушаниям по исполнению прошлогоднего бюджета Челябинска. Общественники считают, что бюджет должен быть максимально прозрачным. Председатель комиссии Челябинской гордумы по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Алексей Севастьянов в качестве примера привел бюджетную отчетность Санкт-Петербурга – объемный документ, где можно найти данные о расходах на каждую школу, больницу, детский сад. Челябинская общественность желает видеть нечто подобное. Как сказал Юрий Гурман, тогда контролировать бюджетный процесс будет проще.

<p>Вопрос о прозрачности бюджета был вынесен на сегодняшнее внеочередное заседание общественного совета при постоянной комиссии гордумы по местному самоуправлению и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения. Участники встречи пришли к выводу: в том виде, в котором бюджет сейчас предлагается для обсуждения, он доступен пониманию разве что узких специалистов.</p>

<p>Форма информирования горожан о доходах и расходах стала предметом оживленной дискуссии. По словам начальника отдела гордумы по бюджету и налогам Ирины Трусковой, существуют определенные требования к документам, которые обеспечивают их единообразие на всех уровнях: от федерального до районного. Однако председатель совета Юрий Гурман сослался на статью 241 Бюджетного кодекса. Она гласит, что органы местного самоуправления могут самостоятельно утвердить форму отчетности.</p>

<p>Ирина Трускова как специалист по бюджету провела для собравшихся своеобразный ликбез. Она рассказала, что городская казна складывается из областных поступлений и собственных доходов – примерно 50 на 50. Основной источник «заработка» муниципалитета – налог на доходы физических лиц и местный земельный налог. Примерно 10 процентов бюджета составляют неналоговые доходы от муниципальной собственности. Что касается расходов, то 70 процентов средств уходит в социальную сферу: здравоохранение, образование, социальную защиту, культуру и спорт. Поэтому бюджет Челябинска все признают социально ориентированным. Более того, муниципалитет берет на себя ответственность за финансирование сфер, лежащих за пределами его полномочий. Например, расходы на оплату льготного проезда в общественном транспорте.</p>

<p>Именно с разграничением полномочий властных структур разных уровней и связаны главные трудности в понимании межбюджетных отношений. Общественники долго сражались с сухими цифрами и даже нашли некоторые расхождения в данных. К публичным слушаниям – а они назначены на 13 марта – подобные недочеты будут устранены.</p>

<p>На совете было высказано предложение: неплохо, если каждое управление администрации подготовило бы собственный подробный отчет об исполнении бюджета ушедшего года. Это помогло бы обеспечить большую прозрачность. Кроме того, участники совета предлагают провести сравнительный анализ с бюджетным процессом прошлых лет. Предложение вполне разумное. Например, на здравоохранение потрачено, скажем, два миллиарда рублей, рассуждают общественники. Много это или мало? Достаточно или нет? Есть смысл вникнуть в нормативы и сравнить их с фактическими затратами.</p>

<p>Таким образом, обсуждение прошлогоднего бюджета – это своеобразная работа над ошибками. Она позволяет скорректировать финансовую деятельность в году текущем: грамотно распланировать и с умом освоить. Кстати, с освоением финансирования есть проблема. При нехватке средств во многих областях управления не могут потратить все отпущенные им деньги, что называется, до копеечки. Общественники пытаются докопаться до причины такого положения дел: неверное планирование расходов, несвоевременное поступление средств или нерасторопность исполнительной власти? На публичные слушания решено пригласить начальников двух самых финансово емких управлений мэрии: здравоохранения и образования. Виталию Тесленко и Александру Кузнецову предстоит ответить на вопросы горожан.</p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>Это будут уже третьи публичные слушания в Челябинске. А по исполнению бюджета – первые в истории города. По словам председателя совета Юрия Гурмана, не стоит бояться того, что не все пока еще понятно в документах. Главное, что власть и общественность ведут диалог. Обе стороны учатся формировать муниципальную политику вместе. В конкретном случае речь идет о формировании бюджета таким образом, чтобы в первую очередь были учтены интересы горожан.
    <br />
  </p>
</blockquote>