7 ноября 2006, Автор: 

Челябинск в тумане

В прошлые выходные наш город буквально утонул в тумане. Плотная пелена со сложным химическим составом появилась в субботу, в воскресенье полностью накрыла город и лишь днем в понедельник рассеялась.

<h3>Тяжелый воздух</h3>

<p>Кто виноват? – вопрос хитрый. И виновники, вроде, известны, а все равно на обстоятельства киваем. Мол, главная причина того, что промышленные выбросы задушили горожан, - безветренная погода.</p>

<p>Так совпало, что именно сегодня в мэрии обсуждали проблемы воздушной среды. Первый рабочий день недели начался с заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, которую возглавил вице-мэр Сергей Давыдов. К ответу призвали руководителей предприятий города, Управления экологии и природопользования Челябинска, Ростехнадзора, Роспотребнадзора.</p>

<p>Проблема загрязнения воздуха впервые была поднята на заседании городской Думы в прошлом году. Депутаты предложили комплекс мероприятий, которые, по их мнению, помогли бы наладить обстановку в Челябинске. К каким результатам мы пришли?</p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p><strong>Начальник Управления экологии и природопользования Челябинска Владимир Знамеровский</strong> рассказал о главных итогах:</p>

  <p>- За восемь месяцев 2006 года объем выбросов в атмосферу снизился на 10 процентов. Если в прошлом году мы имели 150, то сейчас – 140 тысяч тонн выбросов. Однако индекс загрязнения атмосферы – комплексный показатель, по которому можно судить о ситуации в городе, - по-прежнему очень высок: 17,5 единицы. Для сравнения, в прошлом году эта цифра составляла 18,1. Притом, что норма – 5-6 единиц. В Екатеринбурге ситуация аналогичная, но это не причина для радости.</p>
</blockquote>
<h3>Встретились, поговорили</h3>

<p>Главный источник экологических неприятностей Челябинска – его собственные географические и экономические особенности. Город, расположенный в горном котловане, заполонен промышленными объектами. Четыре месяца в году традиционно «неблагоприятные» с точки зрения погодных условий. Именно в это время концентрация выбросов в воздухе превышает все допустимые нормы.</p>

<p>Предприятия каются, но разводят руками. Задача, в которой есть только два условия – финансовая выгода и экологическая безопасность, – всегда решается в пользу первого. В 2006 году Ростехнадзор осуществил проверку 85 предприятий города. В результате было выявлено 184 нарушения. Сумма штрафов составила 595 тысяч рублей.</p>

<p>Представители крупных предприятий Челябинска на заседании комиссии задорно рекламировали свою работу. Но, пожалуй, главное их достижение в том, что концентрация тяжелых металлов в воздухе за последние месяцы значительно снизилась. Главный источник выбросов – до 70 процентов – «заслуга» Мечела.</p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>Но, как отмечают чиновники, выбросы предприятий – лишь вершина айсберга. Свою лепту в непростую экологическую обстановку города вносят и автовладельцы. «Проблема в том, что оценить ущерб от транспорта невозможно», - рассуждает Владимир Юрьевич. – «Такой методики расчета нет. Между тем, количество авто в городе ежегодно увеличивается на 5 тысяч единиц».</p>
</blockquote>
<p>Первый заместитель главы города Сергей Давыдов после заседания комиссии с сожалением отметил, что, конечно, усилиями только мэрии экологическую проблему решить невозможно: «Я считаю, что чрезвычайная ситуация по состоянию воздуха в Челябинске держится не одно десятилетие».</p>

<p>Все рычаги влияния у федеральных чиновников и губернатора области. Город лишен права наказывать виновных и даже заставить кого-то исполнять закон может с трудом – нет таких полномочий. Но зато есть право обратить внимание общественности на эту проблему и ужесточить работу по контролю.</p>