28 сентября 2006, Автор: 

Строители хотят власти

Сегодня в Челябинске собрались строители со всей России, чтобы обсудить перспективы и проблемы перехода от государственного регулирования в строительной отрасли к саморегулированию и найти пути взаимодействия с государством в вопросах надзора и контроля в строительной отрасли. Однако игра получилась в одни ворота.

<h3>Палка о двух концах </h3>

<p>На строительный форум, который проходил в Южно-Уральском государственном университете, приехали представители Российского Союза строителей, руководители и специалисты строительных компаний из разных городов страны, деятели науки и юристы. А вот представители власти, которых приглашали организаторы, увы, не нашли времени, чтобы выслушать строителей. </p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>Между тем, законопроект «О саморегулируемых организациях», который лежит сегодня в Госдуме, вызывает весьма неоднозначную реакцию. Саморегулирование как институт гражданского общества достаточно успешно действует во многих цивилизованных странах. И в целом строители положительно относятся к его принятию. Закон должен разрушить административные барьеры, освободить строителей от обязательного лицензирования и дать возможность самим строить новые более прозрачные и понятные отношения в отрасли. </p>
</blockquote>
<p>Но саморегулирование – палка о двух концах. Тем более в России. Сами строители сомневаются в том, что предпринимательское сообщество готово к саморегулированию со столь широкими полномочиями. Опасение вызывает и тот факт, что в отсутствие надзора на рынок хлынут мошенники, что может привести к весьма плачевным последствиям как для добросовестных строителей и промышленников, так и для покупателей. </p>

<h3>Не рановато ли с рокировкой? </h3>

<p>- В Германии, США и других странах саморегулирование – это самый рентабельный путь развития в строительной отрасли, - прокомментировал эксперт федерального лицензионного центра по строительству и архитектуре при правительстве Российской Федерации Леонид Семичастный. – Но Россия, на мой взгляд, пока не готова к таким отношениям. Депутаты Государственной Думы обещали принять закон о саморегулировании до Нового года. Но чтобы он работал, необходимы еще порядка 20 правовых положений, которые бы регламентировали деятельность в новых условиях. Их нет. Поэтому нужен как минимум еще год, чтобы доработать идею. </p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>Сегодня власть диктует правила игры, а строители пытаются им соответствовать. Идея создания саморегулируемых организаций в том, чтобы поменять эти позиции. Дать строительному сообществу возможность самим выработать, принять и внедрить ясные и обоснованные критерии, которым должен соответствовать участник инвестиционно-строительной деятельности. И обеспечить ответственность строительных компаний перед потребителями их услуг через создание компенсационных фондов, обязательного страхования строительных рисков и других механизмов коллективной ответственности. </p>
</blockquote>
<p>- Самостоятельное создание правил и стандартов, а также осуществление контроля над их соблюдением есть наивысшая степень ответственности строителей перед потребителем и будущими поколениями, - считает председатель Союза строителей Челябинской области Леонид Беркович. – Однако в условиях современной России исключительно важно изначально задать правовые рамки объединения предпринимателей в саморегулируемые организации. Если пустить процесс на самотек, можно наломать немало дров. </p>

<h3>Кто ответит за безопасность?</h3>

<p>Еще больше споров вызывает законопроект об отмене обязательного лицензирования предприятий стройиндустрии. Сторонники отмены лицензий сетуют на коррупцию в лицензионных органах. Их оппоненты считают, что система лицензирования ни в коей мере не является непреодолимым административным барьером для добросовестных предпринимателей и не ограничивает свободу их деятельности.</p>

<p>Генеральный директор «Федерального лицензионного центра при Росстрое» Александр Толкачев уверен, что отмена лицензирования в условиях отсутствия на сегодня других реальных методов контроля качества и безопасности строящихся объектов и продукции стройиндустрии просто недопустима. </p>
<blockquote dir="ltr" style="MARGIN-RIGHT: 0px">
  <p>- Сегодня только лицензирование обладает эффективным механизмом принятия мер к строительным и проектным организациям, допустившим какие-либо нарушения, путем приостановления действия лицензий или их аннулирования, - говорит Александр Васильевич. – Отмена лицензий фактически делает потребителей беззащитными. В то время как вопрос качества проектируемых и строящихся зданий и сооружений для массового пребывания людей во всем мире стоит очень остро. </p>
</blockquote>
<p>Ситуация осложняется еще и тем, что до настоящего момента не разработан ни один технический регламент в строительной отрасли, обеспечивающий безопасность зданий. Их разработка в очередной раз откладывается на конец 2008 года, в то время как лицензирование планируют отменить с января 2007 года. Выходит, что предприятия стройиндустрии полностью выйдут из-под самого главного контроля – контроля качества. Строй хоть сарай из пальмовых веток – если он развалится, никто не будет виноват. </p>

<p>Не обеспечена законодательством и система страхования различных строительных рисков, а также ответственности предпринимателей. Все это лишь малая часть тех проблем, с которыми строители и потребители столкнутся, если Россия перейдет на саморегулирование уже через три месяца. Но многих неприятностей можно избежать, если не торопиться и отнестись к принятию законопроекта с большей ответственностью. Важно, чтобы эта работа велась исключительно в рамках законодательства, которое, увы, еще хромает на обе ноги. </p>