11 февраля 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Тайная летопись Челябинска

У нашего города могла быть совсем другая история. В 20-х годах прошлого века партийные боссы задумали превратить небольшой город в оборонно-промышленный центр страны.

- В марте 1927 года руководители Уральской области, в которую тогда входил небольшой сельскохозяйственный Челябинский округ, обратились в Политбюро и Совнарком с просьбой нагрузить Урал оборонной программой, в связи с тем что ситуация на мировой арене была крайне тяжелая, - рассказал доктор исторических наук, профессор Владимир Новоселов. - Многие в те годы считали, что вскоре наступит война, прежде всего с Великобританией. С этого момента Москва всерьез занялась Уралом.

В 1929 году созревает взвешенный план возведения в Челябинске 19 предприятий. Доказательством намерений служат скрупулезные расчеты и уже подготовленные проекты. Челябинск в одночасье должен был превратиться в огромную строительную площадку.

Среди запланированных объектов «колоссальный по своим размерам авиационный завод и автомобильный сборочный завод уровня Нижнего Новгорода, а также самый крупный в Европе снарядный завод», пояснил Владимир Николаевич. В списке и неизвестная доселе организация «Строй-7» - какие задачи возлагались на нее, сегодня можно только догадываться.

- Половина территории нынешнего Ленинского района должна была представлять из себя строительную площадку под уникальный комплекс объектов, - поделился историк. - И самое интересное, что уже были готовы проекты, заложено размещение предприятий. Кстати, Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) должен был находиться рядом с ЧГРЭС, одной из первых электростанций на Урале. Нынешнее размещение завода – это вынужденная мера.

В конечном счете денег на все задуманное не хватило – пришлось считаться с реальностью, которая не позволила развернуть проектировщикам в полную мощь фантазию и амбиции. Остановились на строительстве четырех предприятий: «Станкомаш», ЧТЗ, Цинковый и Ферросплавный заводы.

- В 1949 вернулись к идее строительства авиационного сборочного завода, - рассказал Владимир Новоселов. - Сталин подписал постановление Совета министров СССР о создании предприятия, которое предполагалось разместить на месте современного парка имени Юрия Гагарина. Однако обком партии встал на дыбы, не побоялся возразить генсеку, написал аргументированно опровержение постановления, хотя в Челябинск уже приехали геодезисты, была проведена планировка, решили, где разместятся более 20 тысяч человек, которым предстояло работать на заводе. С членами семей это около 100 тысяч. Челябинску предстояло стать миллионным городом намного раньше, чем он стал на самом деле.

В действительности, решение Сталина могло отозваться для жителей города настоящей катастрофой. Люди в те годы жили в жутких услових: не было канализации и централизованного отопления, не было самого главного - постоянного и надежного источника питьевой воды. Сталин внял разумным доводам соратников по партии и отменил свое решение – исключительный случай в советской истории. Вместо этого Центральный комитет партии и Совет министров выпускают постановление: создать в Челябинске центральную систему водо- и теплоснабжения. Как результат – коренное переустройство коммунальной службы города и строительство Шершневского водохранилища.

В годы Великой Отечественной, а потом и во время «холодной войны» в списке государственных тайн, охраняемых самым тщательным образом, не последнее место занимала жизнедеятельность Челябинской области. Многие страницы нашей с вами истории сейчас рассекречены, но так и пылятся на полках архивов невостребованные. «К сожалению, серьезных книг до сих пор не написано», - сожалеет Владимир Николаевич. - Самые главные документы рассекречены, можно исследовать, писать, но пока нет очевидного социального запроса».

История рассекречивания архивных документов – еще одна глава в летописи страны. Вплотную к рассекречиванию приступили только в середине 80-х годов 20 века. В те годы еще не существовало Объединенного государственного архива, а лишь партийный архив: все документы находились в ведении НКВД, и доступ к ним имели лишь избранные.

Государственную тайну составляли даже, например, данные о поставке валенок на предприятие – по ним можно было судить о количестве работников завода и, соответственно, о его производственных мощностях. Крайнюю степень предусмотрительности продемонстрировали в Озерске: на протяжении многих лет этот город - единственный в Союзе - игнорировал демонстрации 1 мая и 7 ноября. Опасались, что шпионы будут по головам подсчитывать демонстрантов. После смерти Сталина озерчанам наконец-то позволили праздновать в свое удовольствие.

Челябинская областная межведомственная комиссия по рассекречиванию документов в этом году отметит 10-летие со дня образования. В 45 архивах области хранятся более трех миллионов дел, самый ранний документ связан с историей Исетской провинции и относится к 1730 году. Ознакомиться с документами, находящимися в открытом доступе, по идее, может каждый человек. Для этого необходимо в письменном виде обосновать причину интереса и назвать те документы, которые требуется предоставить. В прошлом году в архивные органы обратились 86 тысяч южноуральцев. В большинстве случаев обращались за справками, необходимыми для получения льгот.

Фотография с сайта www.chelyabinsk.aif.ru.

Подробнее на эту тему.