Маршрутная реформа началась
Водители маршруток перестанут нарушать правила дорожного движения и высаживать народ где попало, на смену душным «ПАЗикам» и не всегда исправным «ГАЗелькам» придут отвечающие современным требованиям микроавтобусы. Кажется, слишком хорошо, чтобы быть правдой? Тем не менее это ближайшее будущее нашего города.
О том, что на рынке маршрутных такси пора навести порядок, чиновники из городской администрации говорили давно. Однако до последнего времени у муниципалов отсутствовали рычаги воздействия на перевозчиков. С одной стороны, было постановление главы города, датированное 2008 годом, в котором прописано количество выходящих на тот или иной маршрут машин. Однако муниципалитет не обладал полномочиями выписывать административные протоколы в отношении тех, кто нарушал правила. Как следствие, количество маршруток разрослось до немыслимых пределов. К тому же разрешения на перевозку пассажиров по тому или иному маршруту выдавал областной минстрой. Согласования с городом не требовалось.
Сегодня обе эти проблемы устранены. Депутаты ЗСО приняли закон, наделяющий муниципалитеты полномочиями составлять и рассматривать протоколы об административных нарушениях. Кроме того, выдачей лицензий на перевозку по тем или иным маршрутам будут заниматься городские чиновники.
Вчера вице-мэр по экономическому развитию Пётр Конарев встретился с участниками рынка маршрутных такси, чтобы обсудить, каким образом можно навести порядок в области перевозок. Официальным поводом для встречи стал ремонт проспекта Ленина. Чтобы не создавать заторов на дорогах владельцам такси, которые курсируют по этой улице, предложено частично изменить маршруты (к примеру, использовать сателлиты) или свести к минимуму количество транспортных средств.
Свои предложения участники рынка должны предоставить в городское управление транспорта в течение двух недель. Также Пётр Николаевич рассказал собравшимся о том, что в ближайшее время требования к их предприятиям станут жёстче. В частности, на центральные улицы Челябинска допустят только перевозчиков с современными микроавтобусами. «ГАЗелькам» придётся обслуживать окраины и менее популярные маршруты. А «ПАЗики» и вовсе постепенно исчезнут.
- Это одно из самых вредных средств передвижения, - объяснил Пётр Конарев. - У нас и так экология оставляет желать лучшего, а «ПАЗики» даже до «Евро1» не дотягивают. Их нет ни в Уфе, ни в Казани, ни в Перми. Если мы хотим жить в чистом городе, должны понимать, что таким автобусам тут не место.
Как выяснилось, участники рынка готовы покупать более современную технику. Но для этого им нужна уверенность в завтрашнем дне. Необходимой гарантией станет продление срока лицензии — с одного до трёх или даже пяти лет. Сейчас этот вопрос рассматривают депутаты гордумы.
За последние годы у перевозчиков накопилось к некоторым коллегам немало претензий и вопросов. Поначалу владельцы маршруток не спешили их высказывать, видимо, будучи шокированы такой открытостью со стороны власти. Но когда поняли, что чиновники действительно хотят навести порядок (а не поделить рынок, оставив кого-то без заработка), поспешили рассказать обо всём, что их не устраивает. А не устраивает их наличие нелегальных маршруток (когда водитель прибавляет к номеру литеру А, Б или С и перевозит пассажиров по накатанным маршрутам), предпринимателей, которые не платят налогов, переманивают водителей, а также многое другое.
- Сегодня рынок маршрутных такси напоминает ситуацию, которая несколько лет назад была в торговле, - отметил Пётр Николаевич. - Когда можно было выйти на улицу, поставить палатку и торговать. Эту проблему мы решили. С пассажирскими перевозками хотелось бы конструктивно решить вопрос — чтобы остались довольны и перевозчики, и население. Считаю, что владельцам транспортных средств для этого необходимо провести работу со своими водителями. Кроме того, нужно укрупняться — объединяться в ассоциации и заниматься внутренним регулированием некоторых вопросов.
По словам Петра Конарева, городские власти планируют разработать схему взаимодействия с частниками, которая позволит льготникам пользоваться маршрутками, наряду с платёжеспособным населением. Возможно, появятся единые проездные билеты.
Минувшая встреча обещает стать началом открытого взаимодействия муниципалитета и перевозчиков. Пётр Конарев попросил владельцев маршруток представить собственные предложения по упорядочению рынка частных перевозок, пообещав, что они обязательно будут учтены властями.