5 марта 2010, Автор: Иван ИЛЬИН. Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ.

За газ — как за хлеб?

За газ — как за хлеб?

Промышленники и предприниматели Челябинской области бьют тревогу. Резкий рост тарифов на электроэнергию, тепло и газ в 2010 году ставит реальный сектор экономики на грань выживания. В этих условиях рассуждения чиновников об инновациях и техническом перевооружении предприятий звучат как насмешка.

Россия верна традициям. И одна из них — ежегодное повышение цен на топливно-энергетические ресурсы. Для предприятий Челябинской области, одного из наиболее пострадавших от кризиса регионов, это становится ощутимым препятствием для развития. Реальная ситуация в промышленности заключается в том, что многие предприятия балансируют сегодня буквально на грани рентабельности.

В 2009 году инфляция в России была самой низкой за несколько последних лет — 8,8 процента. Однако рост тарифов продолжает набирать обороты. С 2010 года уголь подорожал на семь процентов, мазут — на 10, газ — на 25, электроэнергия — на 30…

«За газ — как за хлеб!» Эта хлёсткая фраза директора ООО «Челябинскрегионгаз» Юрия Фишера в своё время облетела едва ли не все региональные СМИ. Нет денег платить за хлеб — умри с голоду! Нет возможности заплатить за газ немедленно, а ещё лучше вперёд — гаси котлы, останавливай производство. Так, если за весь 2005 год на Южном Урале за неплатежи было отключено 23 должника, то лишь за 11 месяцев 2009 года — уже 169. В 2005 году были ограничены в потреблении газа свыше 230 предприятий, в 2009-м — вдвое больше. А простых южноуральцев в 2009 году отключили от трубы на 50 процентов больше, чем в 2008-м. Эти сведения звучали в отчёте ООО «Челябинскрегионгаз» по итогам прошедшего года. Компания достигла новых высот однозначно.

Оставшиеся от СССР предприятия зачастую по-прежнему несут и социальные функции — так сложилось исторически. Причём часть «социалки» передать на баланс муниципалитетов попросту невозможно — целые районы (если не города) «завязаны» сегодня на энергетические мощности предприятий. Собственно говоря, это и есть социальная ответственность бизнеса, о которой не устаёт напоминать президент России Дмитрий Медведев. Но где в таком случае социальная ответственность того же «Челябинскрегионгаза»?

Вот маленький город Аша в горнозаводской зоне области, где и до кризиса жили не слишком богато. Тепло населению и объектам социальной сферы поставляет котельная Ашинского химического завода — прекратить либо ограничить отбор газа не просто технически невозможно, это может создать опасность для жизни и здоровья жителей целого микрорайона. ООО «Челябинскрегионгаз» это доподлинно известно (признаётся в письме губернатору Петру Сумину от 14.12.2009 года), но совершенно не мешает выставлять требования сначала об ограничении отбора наполовину, а затем и о полном его прекращении.

И ведь никто не говорит о том, что газовики должны «прощать» долги. Речь о совершенно других вещах! О гибкой договорной политике по отношению к клиентам, благодаря которой независимые поставщики потихоньку «отгрызают» у газпромовских представителей свою долю рынка — с тем же АХЗ другой поставщик прекрасно поладил! Об элементарном соблюдении норм закона, наконец.

— К примеру, когда вы берёте булку хлеба, вы что, через полгода за неё будете рассчитываться? — вопрошает генеральный директор «Челябинскрегионгаза». И сам себе отвечает: — Нет! Так же и с газом!

Так-то так, да не так. Представьте, что взяли с магазинной полки две булки хлеба — на кассе вы отдадите ровно за две буханки. А по логике Юрия Григорьевича — за три. Положили в корзинку полбулки — заплатите за половинку. Но в «лавочке» у Фишера с вас потребуют… за четыре!

Это плохо укладывается в голове, но это факт. Мало того что газовики заставляли потребителей оплачивать с повышающим коэффициентом газ, выбранный сверх оговорённого лимита. Но как понимать ситуацию, когда монополист заставляет платить за топливо в полтора раза дороже в том случае, когда предприятие использовало газа меньше, чем намеревалось?!

Осенью 2008 года мировой финансово-экономический кризис уже серьёзнейшим образом сказывался на хозяйственной деятельности южноуральских предприятий. Возьмем тот же Ашинский химический завод. До 80 процентов объёма его продукции поставлялось за границу: из-за коллапса мировой экономики к 2009 году экспорт упал на 90 процентов по сравнению с предкризисным 2007-м. Некоторые производства встали полностью. Соответственно, сократился и объём потребляемого топлива. Предприятие раз за разом направляет в адрес ООО «Челябинскрегионгаз» письма с просьбой уменьшить объёмы поставки газа и… не получает ответа. Зато в Ашу регулярно приходят счета на оплату за газ — с учётом пресловутых штрафных санкций за непотреблённое топливо. И, как сказано выше, предупреждения о перекрытии задвижки.

Продолжая столь любимую Юрием Фишером «хлебную» аналогию, это выглядит так… Ну представьте себе, что, ко всему прочему, продавец в булочной самолично определяет, сколько буханок вы должны купить. Нужно тебе столько или нет, а деньги вынь да положь. А если что, так вон охрана у кассы уже мускулами поигрывает…

В реальной экономике, однако, магазинно-базарные методы не проходят. В схожей ситуации с ашинцами оказался Златоустовский машиностроительный завод. «Челябинскрегионгаз» бомбардировал «оборонщиков» счетами, включающими штрафные санкции за недобор газа, до тех пор, пока предприятие не направило жалобу в антимонопольную службу. После этого монополисты спешно перезаключили договоры в редакции, предложенной потребителем, — и никаких штрафов за недобор! Между тем сегодня в региональном управлении антимонопольной службы находятся на рассмотрении заявления Миасского машиностроительного завода, ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный» завод», Симского завода «Агрегат», Челябинского кузнечно-прессового завода и так далее.

В общей сложности о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны ООО «Челябинскрегионгаз» заявили уже 19 крупных предприятий области, многие из которых являются градообразующими. Если присовокупить к ним заявления недовольных представителей малого и среднего бизнеса, то картина станет ещё более неприглядной для монополиста.

Под жесточайшим прессом находятся и сельхозпредприятия области. Внедрение энергосберегающих технологий, тем более в условиях кризиса, — важнейшая задача, поставленная перед экономикой президентом Дмитрием Медведевым. Выполняя эту установку, сельхозпроизводители области добились сокращения объёмов потребляемого газа и… заработали в прошлом году более 160 млн рублей штрафных санкций от «Челябинскрегионгаза». На последнем заседании Заксобрания области зампред комитета ЗСО по аграрной политике Пётр Подгорнов вынужден напрямую обратиться к губернатору области с просьбой защитить селян от произвола монополиста.

Клеймя промышленников и коммунальщиков за неумение работать в условиях кризиса, поучая свысока чиновников и бизнесменов, Юрий Фишер забывает о более наглядных примерах «эффективной» хозяйственной деятельности. В прошлом году Челябинская область потребила почти 15 млрд кубометров природного газа, из которых без малого 12 млрд поставил «Челябинскрегионгаз». Тысяча кубов стоит в среднем две тысячи рублей, что в итоге образует цифру порядка 24 миллиардов. Однако прибыль компании составила… всего 20 миллионов (!) рублей. Где остальные деньги, Юрий Григорьевич, неужто ушли в затраты? И какие же такие затраты могут быть у компании, занимающейся снабженческо-сбытовыми услугами?

Впрочем… Говорят, привлечения значительных средств потребовало, к примеру, празднование дня рождения генерального директора ООО «Челябинскрегионгаз» господина Фишера. Для достойных этой значимой даты развлекательных мероприятий арендовался вертолёт, заказывалась огромная массовка…

За газ как за хлеб, говорите? Ну-ну…

Прямая речь

Валерий Алёшкин, заместитель председателя комитета по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Законодательного собрания Челябинской области:

— Так сложилось, что связанные с аффилированными структурами «Газпрома» коллизии редко получают известность. Но экономика региона сегодня находится в таких условиях, что о действиях руководства ООО «Челябинскрегионгаз» необходимо говорить открыто. Политика «Газпрома» при всей жёсткости оставляет массу возможностей договориться на взаимоприемлемых и прозрачных условиях. Однако для этого руководство представляющей «Газпром» на Южном Урале сбытовой компании должно быть хотя бы минимально компетентным в вопросах функционирования промышленности. В силу хотя бы того, что более 80 процентов реализуемого ей газа приходится на промышленных потребителей.

Я вынужден констатировать, что Юрий Фишер, возглавляющий сегодня ООО «Челябинскрегионгаз», действует не только в ущерб экономическим интересам предприятий региона, но и в ущерб долгосрочным перспективам «Газпрома» на Южном Урале. Прямолинейное «выбивание» денег — к этому, по сути, сводится политика «Челябинскрегионгаза» — ни к чему хорошему не приведёт. Резкое увеличение рассматриваемых Челябинским УФАС дел о нарушении газовиками антимонопольного законодательства, поток встречных исков, неблагоприятная конъюнктура рынка — всё свидетельствует о том, что вместо посткризисного подъёма мы рискуем получить дестабилизацию реального сектора экономики.

Как заместитель председателя комитета Законодательного собрания области по промышленной политике считаю необходимым создать комиссию, которая могла бы комплексно оценить происходящее и скорректировать промышленную политику региона. Иначе Челябинская область станет заложницей тех событий, которые неминуемо будут вызваны действиями монополистов.

Без комментариев

Тысяча кубов стоит в среднем две тысячи рублей, что в итоге образует цифру порядка 24 миллиардов. Однако прибыль компании составила… всего 20 миллионов (!) рублей. Где остальные деньги, Юрий Григорьевич, неужто ушли в затраты?

Сельхозпроизводители области добились сокращения объёмов потребляемого газа и… заработали в прошлом году более 160 млн. рублей штрафных санкций от «Челябинскрегионгаза».