28 января 2010, Автор: Мария ХВОРОСТОВА. Фото Вячеслава НИКУЛИНА.

В Челябинске объявлен старт Года учителя

В Челябинске объявлен старт Года учителя

Торжественное открытие педагогического года состоялось в театре драмы. Первый заместитель главы Челябинска Олег Грачёв и маленькая Галя из детского ансамбля «Ералаш» Металлургического района дали символический «первый звонок». На театральной сцене поздравили победителей первых в этом году профессиональных конкурсов, педагогов-ветеранов, поблагодарили заслуженных учителей России (оказывается, в Челябинске их 286!). А потом для собравшихся гостей выступила группа «Ариэль».

Стоит отметить, что начался педагогический год бурно: всего за два дня в городе прошли торжественная церемония открытия года, научно-практическая конференция «Реализация принципа государственно-общественного управления образованием: теория, методология, практика» с участием специалистов из Челябинска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Москвы и других городов, большое родительское собрание в ЮУрГУ, секционные заседания в школах в разных районах города, мастер-классы, встречи и первый выпуск программы «Открытый урок» на 31-м канале.

Сфера образования — одна из тех, в которых различных новинок, достижений, событий да и просто интересных тем для обсуждения гораздо больше, чем рутины и скуки. Поэтому все встречи, несмотря на научный статус, прошли в горячих обсуждениях.

Первый вице-мэр Челябинска Олег Грачёв о муниципальной системе образования:

- С самого начала работы нынешней муниципальной власти мы тесно сотрудничаем с городским управлением образования. Нельзя не признать, что сотрудничество это более чем плодотворное, и нам действительно есть чем гордиться: с нами рядом живут и работают Иван Иоголевич, учитель года России в 2005 году, победители всероссийского конкурса «Воспитать человека» Ирина Котова (в номинации «Классный руководитель») и Светлана Моисеева (в номинации «Социальный педагог»), директора и педагоги лицеев № 11 и 31, школы № 89, признанных лучшими школами России. Да и начальник городского управления образования Александр Кузнецов прославился тем, что реализовал принцип школьного самоуправления. Думаю, Челябинск прекрасно проявит себя именно в неформальном, нестандартном подходе к Году учителя.

Директор Центра экономики образования (Нижний Новгород) Анатолий Вифлеемский о новой системе оплаты труда (НСОТ) педагогов:

- Если совсем кратко, то суть НСОТ — повышение заработной платы работника образования соразмерно качеству его работы. Но это порождает слишком много вопросов и даже опасений. Главным образом это чревато разобщением педагогического коллектива, возникновением нездоровой конкуренции между коллегами, для них потеряется смысл что-то обсуждать, делиться опытом и советами, ведь каждый будет сам за себя. Также неясно, чем же измерять это качество работы: количеством побед подопечных на олимпиадах и конкурсах? Не приведёт ли это к тому, что учителя бросят все свои силы на эти самые конкурсы, забыв о главной своей функции — ведении уроков? Опять же непонятно, что должно выше оплачиваться — качество образования, которое учитель даёт ученикам, или количество тех самых учеников у педагога? Я считаю, что оценка качества работы должна идти от общественности с помощью механизмов региональной системы оценки качества образования (РСОКО). То есть основываться на целой совокупности критериев и согласовываться со спецификой определённой территории.

Декан факультета социологии УрГУ (Екатеринбург) Анатолий Меренков об участии общественности в развитии образования:

- Общественность, участвующая в образовательном процессе, - это примерно то же самое, что пациент, сам решающий, как себя лечить. Уровень компетентности педагогов порой оставляет желать лучшего, так что же говорить о непрофессионалах? Поэтому стоит чётко обозначать те рамки, в которых будет уместно стороннее участие в образовательной среде. Во-первых, это планирование: исходя из каких-то интересов, можно совместно обозначать цели, к которым стремятся и педагоги, и учащиеся, и родители. Во-вторых, не задевая профессиональную среду, полезно сотрудничать в области поиска средств. В-третьих, совместно можно и нужно осуществлять контроль. Но не может быть, чтобы общество взяло и дружно и слаженно стало что-то делать. Поэтому очень важно из этого общества выделить активных, инициативных и ответственных людей, которые направили бы в это русло свою энергию.

Министр науки и образования Челябинской области Владимир Садырин об информатизации учебного процесса:

- Вся жизнь — это школа. И нам с вами, педагоги, предстоит всю жизнь учиться. Разве мог кто-то из нас всего несколько лет назад представить, что будут интерактивные доски, Интернет в каждой школе, возможность отправки родителям оценок по sms или электронной почте? Совсем скоро начнётся эксперимент, когда школьников оставят без единого учебника и все домашние задания они будут выполнять на ноутбуке и отправлять вечерами несчастному учителю всё на тот же ноутбук!

Перспективы

Нас ожидает переход на отраслевую оплату труда работников системы образования. В 2009 году городское управление образования совместно с руководителями образовательных учреждений разработали предложения, которые помогут в реализации этой задачи. Мы полагаем, что апробация эксперимента начнётся в январе. Начнём переход с руководителей образовательных учреждений, зарплата которых будет зависеть от среднего заработка педагогов. Кроме того, предполагается переход отдельных учреждений в каждом районе города полностью на отраслевую систему оплаты труда. Правда, на итоговой коллегии министр образования и науки области говорил о вероятности перехода вообще всей отрасли уже в 2010 году. Но когда это произойдёт — во втором квартале или с началом учебного года, пока непонятно.