21 ноября 2008, Автор: Ольга ТИТОВА

Из Челябинска в Полетаево отправился старинный вагон

Из Челябинска в Полетаево отправился старинный вагон

21 ноября 60 лет назад на станцию Челябинск прибыл первый электропоезд. В честь этой даты в пятницу из Челябинска в Полетаево отправился в путь старинный вагон Ср. (Ср – это заводское обозначение типа вагона, предназначенного для эксплуатации на Северной дороге.)

У «необычного» рейса и пассажиры «необычные». В честь юбилея дорожная дирекция устроила для ветеранов дороги праздник: на пригородном вокзале была организована выставка фотографий, посвященная данному событию. А в 12 часов дня от пригородного вокзала станции Челябинск до Полетаево отправился в путь тот самый рижский вагон, который 60 лет назад в составе электропоезда стал для южноуральцев настоящей сенсацией. Ветераны получили возможность проехаться в вагоне и вспомнить прошлое.

В первый рейс первый на Южном Урале электропоезд отправляли всем миром. На перроне тогда собрались не только простые горожане, но и представители властей. Юбилейная отправка прошла гораздо скромнее – на ней присутствовали только «свои».

Ветераны вспоминают: конец 40-х – тяжелые послевоенные годы, вся старая техника допотопная, из-за этого часто в пути составы останавливались. Но безопасность пассажиров для дорожников-фронтовиков – это всегда было святое. Новые вагоны, кстати, голубого цвета, были рассчитаны на 480 мест каждый, к тому же электрическое отопление – в эпоху паровозов об этом можно было только мечтать.

В составе электропоезда сначала было всего три вагона. Они следовали по маршруту Челябинск – Полетаево и преодолевали этот путь за 1 час 10 минут (сейчас его преодолевают за 40 минут). Поезд пользовался сумасшедшей популярностью: пассажиры буквально брали его штурмом. Даже локомотивным бригадам приходилось забираться внутрь через окно, поскольку двери были заблокированы людьми.

Новые электропоезда, пришедшие на смену паровозам, стали выпускаться Рижским вагоностроительным заводом в начале 1947 года. Первая обкатка их проходила на участке Москва – Струнино – Москва Ярославской дороги 17 апреля 1947 года.

Вскоре министерство путей сообщения принимает решение о массовом вводе поездов. В течение 1948-1949 годов они поступили в распоряжение целого ряда городов: Челябинска, Перми, Мурманска, Свердловска, Тбилиси и других.

Поскольку на южноуральской дороге в те годы были низкие платформы, в 1950 году вагоны переоборудовали для удобства пассажиров: так появились тамбуры и лестницы. Кстати, модернизировали и крыши – покрыли их листовой сталью, посколько до этого крыши были из дерева и покрыты брезентом.

Сейчас в Челябинской области курсируют 39 составов электропоездов, 15 из них были куплены за последние шесть лет. В их числе и три рельсовых автобуса – сенсации уже наших дней. А в августе 2008 года ЮУЖД запустила и ускоренный поезд № 151/152, который позволил сократить время пути между Челябинском и Магнитогорском с восьми до четырех часов.