«Достояние, которого мы не видим»

Эдуард МУХАМАДЕЕВ, руководитель благотворительных проектов информационного центра «Благо74».

«Без знания прошлого нет настоящего, а следовательно, нет будущего»

(Запись на капсуле,
заложенной под первый камень фундамента

Челябинского областного краеведческого музея).

День добрый, уважаемый читатель! Минувшие выходные я провёл на первом культурно-исторический фестивале «Пороги-2010», который прошёл в Саткинском районе в небольшом, но чудесном посёлке с одноимённым названием Пороги.

Пару слов о фестивале: он организован в честь столетия достояния индустриальной культуры мирового значения – уникального заводского комплекса «Пороги». Порожский заводской комплекс (состоящий из первого в России ферросплавного завода и четвёртой по счёту российской гидроэлектростанции) - единственный дореволюционный индустриальный памятник не искажённый реконструкциями и исправно действующий по сей день. Это по-настоящему живой пример горнозаводской старины, беспрерывно работающий вот уже 101-й год.

В 1993 году, когда комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил отбор исторических достопримечательностей для придания им статуса памятника международного значения, Россия представила 10 кандидатов. Но список международного значения пополнили только три. Среди них историко-природный комплекс «Пороги».

Я недаром выделил слово «природный», ибо здесь чудесная природа: величественные уральские горы, высыхающая, но не теряющая своего великолепия река Большая Сатка и густые леса…

Вернусь к фестивалю, который, несмотря на некоторые огрехи, в целом удался на славу. Он окунул нас, жителей больших промышленных городов, привыкших к постоянной суматохе, в завораживающую магию русской самобытности. И что самое страшное, эта самобытность стала для нас экзотичной, и мы вкушали её, вкушали смакуя.

Фестиваль был наполнен самобытностью: любой желающий мог помериться мастерством с приглашёнными со всего Урала кузнецами в конкурсе «Сила богатырская», увидеть кузнечную свадьбу, послушать выступление фольклорных коллективов, самостоятельно сковать гвоздь, приобрести лапти или обереги.

Всё прошло очень хорошо (огромное спасибо организаторам — компании «Встречный втер» и лично Владимиру и Ирине), однако вернулся я с фестиваля с лёгкой грустинкой на душе…

Меня терзала одна навязчивая мысль: у нас так много исторического достояния (более половины музеев мира находятся в России), которое мы не умеем беречь и ценить. Яркий пример: дом, в котором более 100 лет назад жил и работал создатель Порожского заводского комплекса великий инженер Александр Филиппович Шуппе, местные жители разрушили, чтобы пустить на дрова.

Боюсь представить, что бы стало с памятником индустриальной культуры, не заинтересуйся им ЮНЕСКО.

Сейчас лето и все стремятся купить путёвки, чтобы отдохнуть и пополнить свой культурно-исторический багаж где-нибудь на руинах древнего Египетского города, не зная, что у нас в Челябинской области есть целая «страна городов» - ровесница египетских пирамид. Эти города мало чем, уступают по исторической и культурной значимости египетским памятникам.

Мы ищем за рубежом «красивые легенды о любви» (знакомая пара вот уже четвёртый раз летает в Итальянский городок Верона, где проходило действие шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта»), не зная, что, у нас в области, в Варненском районе вот уже семь веков стоит великий памятник чистой и верной любви — башня Тамерлана.

Считается, что этот мавзолей построен в честь прекрасной Кисене, дочери Тамерлана, и Менгирея — воина из его отряда. Легенда повествует об их трагической любви, прерванной казнью Менгирея и самоубийством Кисене.

Тамерлан якобы повелел на месте гибели и погребения своей единственной дочери поставить мавзолей-памятник – башню Тамерлана. Другая легенда из казахского эпоса рассказывает историю о пастухе Козу и красавице Баянь. Девушку силой разлучили с возлюбленным и принудили жениться на богатом бае, а пастуха казнили. Баянь согласилась, но выдвинула условие – поставить над могилой возлюбленного памятник. А когда его построили, лишила себя жизни у могилы любимого…

Красивая история, чем не Ромео и Джульетта??

Уверен, что многие не просто не бывали ни на Аркаиме, ни в Порогах, ни в Тамерланской башне, но и не слышали о них… А ведь есть у нас ещё сотни пещер, «остров Веры», казацкие станицы и так далее.

Остаются вопросы: почему мы не поддерживаем внутренний туризм и «своим рублём» не спасаем «умирающее достояние нашей родины»? Почему многочисленные эколого-историко-культурологические общественные организации не обращают внимания на подобные памятники, не знакомят общественность с ними? Почему население готово сжечь на дрова дом человека, детище которого дало начало российской металлургии и электроэнергетики?

Почему?

Послесловие: Сегодня у индустриального памятника мирового значения – заводского комплекса «Пороги» большие проблемы: ухудшение эксплуатационных качеств и технического состояния:

  • гидротехнических сооружений (заиление водохранилища; ухудшение состояния плотины - деформация быков, появление протечек);
  • оборудования машинного зала ГЭС.

В связи с вышеуказанными проблемами возникает главная - сохранение комплекса, как уникального памятника истории техники… И эта проблема пока не решается...

Партнерские СМИ

url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
url_rsshttps://cheltoday.ru/yandex/
Копейский рабочий В Копейске прошел Всероссийский субботник
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttps://kr-gazeta.ru/rss_articles/
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttp://vecherka.su/news.xml
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/
url_rsshttps://www.gubernia74.ru/rss/