Аркаим - символ единства или яблоко раздора?

04.02.2019 16:20 Автор: https://www.facebook.com/Andrey.N.Minchenko/posts/1975801042473217

Задаю этот вопрос с середины прошлого года. И пока, увы, преобладает последний смысл. Состоявшийся в прошлую пятницу по инициативе ЮУРГУ круглый стол «Аркаим – территория согласия» поднял на поверхность многие скрытые противоречия, копившиеся десятилетиями.

Обсуждение длилось порядка 4-х часов, и лишь к концу мероприятия получилось наметить первые общие опорные точки. Надеюсь, нам удалось наконец-то «разворошить» ситуацию в достаточной степени, чтобы начать развитие. Пора конструктивно объединять усилия.

Но, обо всём по порядку.
Общая информация о мероприятии представлена здесь:
https://www.susu.ru/…/v-proshla-nauchnaya-diskussiya-ob-ark…

А мой доклад на тему важнейших социальных и экономических вызовов современности в контексте памятников Аркаима и Страны городов, во избежание инсинуаций, привожу полностью, без купюр:

«Уважаемые участники круглого стола!
Благодарю вас за возможность высказать несколько слов в интересах широкой общественности, отметить несколько важнейших вызовов социального и экономического свойства, которые стоят сегодня перед исторической наукой, археологией, философией и социологией в контексте памятников Аркаима, Синташты и Страны городов.

Первое, с чего хотелось бы начать, это обратить внимание всех присутствующих на то, как выглядит сегодня Аркаим и другие объекты Страны городов в глазах широкой общественности. Как воспринимает эти памятники население Челябинской области и всей России, какая информация по этой теме заполняет сегодня медиа-пространство и образовательную литературу.
Увы, но более чем за три десятилетия с момента открытия Аркаима и других памятников, научному сообществу так и не удалось прийти к единому мнению относительно толкования истории этой древней культуры. И пока велись бесконечные научные споры, без публикации окончательных выводов для широкой общественности, образовавшийся информационный вакуум оказался всецело заполнен всевозможной неорелигиозной мифологией. Этот мифологический пласт затмил собой всякую научную информацию, и он дискредитирует собой сегодня все открытия, сделанные учеными на данных объектах. Большинство населения не верит этим мифам, а потому зачастую считает и сам Аркаим и Страну городов выдумками археологов.
Пока учёные не могут прийти к каким-либо ясным и определенным выводам, органы государственной власти не считают возможным всерьез развивать эти памятники как объекты культурно-исторического наследия и массового туризма. Поэтому на Аркаим и Синташту сегодня хорошо приехать летом с палаткой, но мы не можем туда приглашать иностранных туристов, не можем организовать серьезный поток туристов российских. И опять же, образовавшийся вакуум организованного туризма заполняют собой стихийные туристы неорелигиозного толка.
Такова безрадостная картина сегодняшнего дня. Одна из важнейших её причин – отсутствие единого научного толкования событий той эпохи. 
Поэтому если мы хотим хоть как-то улучшить ситуацию, первое что нужно сделать – это прийти к единому мнению по основным аспектам истории данной культуры. Даже если для этого потребуется несколько отступить от жесткого научного скептицизма.
Кроме того, необходимо убедительно дистанцироваться от псевдонаучных концепций и возможных тенденций к национализму, а также пояснить социальную связь явлений неорелигиозности с памятниками типа Аркаима.

Теперь, собственно, о вызовах. Текущее состояние общества и экономики диктует нам ряд задач.

I. Наиболее прагматичное направление – это экономика. 
К сожалению, в течение прошедшего десятилетия мы наблюдаем повсеместные стагнационные процессы в экономике страны и региона. Благосостояние населения резко снизилось. 
В этих условиях, каждое вновь созданное рабочее место с достойной зарплатой – важнейшая ценность. 
Сегодня мы больше не вправе пренебрегать значительным экономическим потенциалом, который содержит отрасль въездного туризма Челябинской области. Туризм необходимо развивать, нужно привлекать иностранных туристов.
Важнейшими точками притяжения должны стать Аркаим, Синташта и Страна городов.

К саммитам ШОС и БРИКС в Челябинске будет создана копия интерактивного исторического парка «Россия – Моя история». Эту экспозицию открывает стенд с Аркаимом. Но этот стенд пустой, на нём почти нет информации. 
Если сегодня мы придём к единому мнению относительно основных аспектов истории данной культуры, мы можем с обратиться к Правительству Челябинской области с предложением создать интерактивную экспозицию, раскрывающую самые яркие факты истории Аркаима. 
Если впоследствии эта экспозиция найдёт отклик на федеральном уровне, она может быть транслирована на все парки «Россия – Моя история». Тогда о наших достопримечательностях узнает вся страна и все иностранные гости, которые приезжают в Россию.
Мы же у себя в регионе сможем продолжить эту экспозицию на все более поздние исторические периоды, и сделать полноценный интерактивный исторический парк «Южный Урал – Моя история».

Такая экспозиция – только первый этап. В перспективе нам нужно вести речь о создании на объектах Страны городов полноценного археологического парка всероссийского и международного уровня, с реконструкциями архитектуры и быта, с дополнительными музейными экспозициями, а также с прочей необходимой туристической инфраструктурой.

II. Теперь о более глубоких социальных явлениях.
С момента разрушения СССР наш народ испытывает острый дефицит смыслов высокого порядка. У нас нет национальной идеи, у нас противоречивое отношение к собственной истории, у нас нет единства и ясности в вопросах национального самосознания. Понятия добра и зла сегодня размыты как никогда прежде. Развитие информационного пространства многократно усиливает этот хаос.
Мы видим сегодня, что люди ищут для себя такие смыслы. В том числе, пытаются укорениться в великих свершениях предшествующих поколений – в достижениях СССР, в победе в Великой Отечественной войне.
Аркаим, Синташта и Страна городов содержат уникальные достижения для той эпохи. Исследовать и принять свои достойные корни в древней истории будет означать и лучше познать себя сегодняшних.

III. Еще один важнейший аспект – национальный.
В многонациональной Челябинской области все народы живут в мире. Но на других территориях напряженность на национальной почве порой имеет место.
Аркаим имеет уникальную возможность стать символом национального единства. 
Сегодня мы знаем, что население Страны городов отличалось антропологическим разнообразием. И при последующей миграции и распространении оно стало прародителем множества народов.
Если у разных народов общие предки – у них нет оснований для вражды. Они являются братьями.

IV. Следующая возможная грань Аркаима, как символа единства, – география.
Страна городов являлась мостом, соединяющим Европу и Азию, центром пересечения торговых путей, центром миграционных процессов, центром культурного обмена.
И в более поздние периоды наш край сохранил такую свою специализацию – Южный Урал соединяет части света на протяжении нескольких тысячелетий.

V. Дальнейшие исследования памятников Страны городов, возможно, еще более усилят символизм единства.
К примеру, там есть признаки отсутствия социального расслоения – не это ли идеальный мир, к которому мы все стремимся?
Исследования жизненного уклада и обрядов, быть может, обнаружат преемственность этических ценностей через толщу тысячелетий.
Ведь даже современные традиционные религии, при всех своих внешних различиях, имеют очень схожие этические основы. Быть может их древние истоки обнаружатся и в этой культуре?

VI. Есть еще один важный аспект. Мы знаем, что с уходом СССР значимость человека труда почти полностью обесценилась, особенно в отношении рабочих профессий. Мы перестали ценить свой промышленный потенциал. На протяжении без малого трех десятилетий наши масс-медиа пропагандируют только праздный образ жизни, недоступный для большинства населения. В этих иллюзиях мы утрачиваем связь с реальностью. Особенно это сказывается на мировоззрении молодых поколений.
Страна городов позволяет нам увидеть преемственность в отношении ремесел наших далеких предков. История нашей передовой металлургии на Южном Урале насчитывает более 4000 лет – от бронзового века к златоустовским булатам, а затем к уникальным сталям и сплавам периода СССР. У нас есть все основания гордиться этим.

VII. И раз уж мы заговорили про металлургию, важно вспомнить и про экологию. Нам стоит гордиться тем, что мы – край металлургов на протяжении 4000 лет. Но вместе с тем, следуя современному технологическому уровню, нам нужно добиваться применения на металлургических предприятиях наилучших доступных технологий в сфере охраны окружающей среды.
Опыт Страны городов в сфере взаимодействия с окружающей средой также заслуживает внимания. Возможно мы увидим примеры гармоничного отношения к природе, или, наоборот, результаты первых ошибок.

В завершение своего доклада, хотел бы сказать вот о чем. Сегодня мы живём в совершенно новой для всех нас информационной среде. Нельзя закрывать глаза на её реалии. 
Каким сегодняшняя молодёжь видит мир? Каким он описан в Википедии и на других популярных интернет-ресурсах. Это факт, и мы пока не можем его изменить. Поэтому, несмотря на бесконечный скепсис в отношении подобных источников, науке следует принять на себя ответственность за поддержание в актуальном и достоверным состоянии размещенных на них информационных статей по своей тематике. 
То же самое можно сказать и о технологиях информирования населения. Сегодня мы видим отставание – историческая наука утратила связь со своей аудиторией. Её удивительные открытия пылятся в безвестности на полках библиотек, в бесчисленных печатных томах. А население нашей страны знает другую историю – основанную на фантазиях журналистов, сценаристов, режиссеров, блогеров и прочих генераторов контента современной информационной среды.
Конечно, можно сказать «виновата система образования и просвещения» и на этом успокоиться. А можно решительно ответить на вызовы сегодняшнего дня, изменив собственные консервативные подходы. К примеру, результатом науки считать не только сам классический научный труд, но и его популяризированную версию в современных цифровых форматах.
Чтобы сегодня заинтересовать молодежь, донести до неё крупицы достоверного знания сквозь слои информационного мусора, чтобы вовлечь молодые таланты в свои ряды, науке следует занимать самые передовые позиции – использовать самые современные способы популяризации своих открытий. Это и трёхмерные виртуальные пространства, воссоздающие реальность древних поселений, и видеореконструкции, и дополненная реальность, и художественные произведения, созданные на основании исторических данных конкретной эпохи, реализованные в современном цифровом воплощении. Это и уже упомянутая мною интерактивная экспозиция «Южный Урал – Моя история».
Да, нужны ресурсы. Поэтому важнейшая задача нашего круглого стола – единодушно сказать правительству региона: «У нас есть уникальные, удивительные страницы древней истории, и мы готовы представить их всему миру!».

Подробнее о намеченных возможных решениях – в следующей публикации.

49245204_1975800945806560_5418668140932366336_o.jpg

50652055_1975800829139905_8041771867381432320_n.jpg

50658234_1975800902473231_1809997942652665856_o.jpg

50693449_1975800989139889_5341123137763278848_o.jpg


Яндекс.Метрика
© 2006-2019 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск