4 декабря 2007, Автор: Кирилл ШТИФОНОВ

Фото возле урны. На память

Фото возле урны. На память

Важнейшим признаком демократичности государства является возможность контроля гражданским обществом большинства процессов в стране. Выборы в Государственную Думу – важнейший процесс. 2 декабря выборы показали, что власть не дала согласия на этот контроль.

Наоборот, сделала все, чтобы граждане, да и сами выборы, оказались под ее контролем. В результате, за ходом выборов смогли следить лишь наблюдатели от партий-участников, а число международных наблюдателей резко сокращено. Беспартийным россиянам, а я вхожу в их число, желающим убедиться в честности и прозрачности процесса волеизъявления граждан, пришлось договариваться с различными партиями о выдаче направлений на избирательные участки. Я получил несколько направлений и побывал на нескольких участках.

Никаких журналистов! Все вопросы на улице

Участок номер 1989 в Ленинском районе встретил меня скандалом. Первое, что я услышал, войдя в помещение для голосования, это крик председателя участковой комиссии: «Все вопросы на улице! Милиция, выведите ее из помещения!»

Очаровательная девушка - сержант милиции - отреагировала оперативно и вывела на улицу корреспондента газеты «Гражданский голос». Нужно отметить, что сержанта в этот момент оторвали от важной работы, она резала и раздавала наклейки с благодарностью за отданный голос (это были не простые наклейки!)

Я попытался узнать, что произошло. Мне ответили, что за день до выборов в Ленинском УВД проведен инструктаж, где было сказано: «никаких «голосов» и журналистов на территории участка быть не должно». Через несколько минут я связался с челябинским представительством «Гражданского голоса», его активисты, в свою очередь, обратились в прокуратуру. Вопрос был решен, корреспондента допустили на участок.

Правда, за проявленную излишнюю активность я лишился доброго расположения к себе со стороны членов избирательной комиссии. Теперь мне стали говорить, что я не должен задавать вопросов на территории участка, ведь таким образом я мешаю нормальной работе. Когда я пытался куда-то позвонить или ответить на телефонный звонок, передо мной возникала фигура члена комиссии со словами: «Прекратите разговаривать по телефону! Смотрите, он нарушает порядок. Вам выносится первое предупреждение! Вам выносится второе предупреждение!» Честно говоря, я не совсем понимал, какую проблему я создаю для работы участка, так как я говорил почти шепотом, в отличие от членов комиссии, которые обменивались репликами, находясь в разных концах помещения для голосования.

После того, как я написал акт о нарушении прав журналиста, председатель комиссии как-то по-матерински пожалела меня, сказав, что мне «в таком молодом возрасте приходится врать»… Но акт все же приняла. Я отправился на следующий участок.


Торговый центр: фото на память, наклейка для отчета

То, что я увидел на избирательном участке номер 2222, что находился в Торговом центре, не забуду никогда. В очереди на этом участке стояли несколько сотен избирателей. На удивление терпеливо они ждали момента, когда, наконец, смогут поставить галочку напротив нужной партии. Здесь голосовали люди, у которых нет челябинской прописки, и по разным причинам отсутствует открепительное удостоверение. Очередь, конечно, меня удивила, но самые большие впечатления мне предстояло испытать чуть позднее. Кроме меня в Торговый центр приехали «удивляться» представители «Справедливой России» со съемочной группой и наблюдатели от «ЯБЛОКА».

Когда я оказался в помещении для голосования, меня поразил хаос. Например, мы наблюдали следующую картину: пришла группа из нескольких человек, молодой человек с фотоаппаратом встал напротив урны для голосования и начал фотографировать каждого голосующего. Естественно мы задали вопрос, что тут, собственно, происходит. Молодой человек ответил, что они являются сотрудниками одного из развлекательных центров, а фотографии нужны для отчета перед работодателем.

На участке 2222 не были соблюдены даже формальные правила работы. Списки избирателей не были сброшюрованы, урна была опечатана чисто символически.
После того, как были составлены соответствующие акты и вызваны представители Областной избирательной комиссии, работа участка была остановлена на несколько часов. Очередь начала редеть, но перед уходом многие потенциальные избиратели стали куда-то звонить. Я поинтересовался у нескольких человек, куда они отзваниваются, и мне сообщили, - начальству. Оказывается, многих обязали прийти и проголосовать, в противном случае обещали лишить премий и даже зарплат. А в качестве доказательства проголосовавшие должны были принести те самые стикеры (помните, сержант их резала на избирательном участке Ленинского района?) с благодарностью за отданный голос.

Кстати, на одном из участков произошел казус. Там изъяли эти стикеры, и возмущенные избиратели стали отрывать марки от бюллетеней. Таким образом, несколько расчлененных бюллетеней были признаны недействительными.

Через несколько часов урна в Торговом центре была заново опечатана и участок продолжил работу. Были найдены и «виноватые» в нарушении пломбы. Ими, конечно же, оказались наблюдатели. Юрист Облизбиркома, которая даже не присутствовала на участке в момент обнаружения нарушения, указала на наблюдателя от партии «ЯБЛОКО» Валерию Приходкину. Разумеется, ее тут же задержали сотрудники милиции, тем самым не дав возможности присутствовать при подсчете голосов. С нее сняли отпечатки пальцев, проверили, не ворованный ли у нее мобильный телефон, взяли объяснение и через несколько часов отпустили.

Около 23.00 мне начали сообщать результаты выборов с различных участков. Результаты не удивили. Выборы состоялись. Явка впечатляет. Все стабильно, все под контролем.