4 декабря 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Умирающий критик

Три процента россиян регулярно посещают театры. Только три. Причину следует искать в россиянах и, разумеется, в театрах. При этом только 0,03 россиян читают рецензии. Не нужно быть гением, чтобы вычленить аналогичную систему зависимостей причин. Разумеется, список не полный. Если углубиться в анализ, можно найти и другие, доступные немногим или неочевидные, объяснения данного эволюционного процесса, в котором высоколобые критики наверняка разглядят опасную болезнь, опасную, прежде всего, гнилостными изменениями общественного сознания.

Три дня, с 27 по 30 ноября, Челябинское областное отделение Союза театральных деятелей России приглашало всех желающих челябинских журналистов (подразумевалось – театральных критиков, но поскольку звание сие уж очень почетно и вслух произносится надменно, хоть и оправданно, редко, то и я прибегну к профессиональным обобщениям). Курсы проводила театральный критик, главный редактор газеты «Дом Актера» Ольга Галахова.

«В рамках курсов вы сможете ознакомиться с теорией театральной критики, принципами написания театральных рецензий, особенностями современного российского театрального процесса», - призывал всех пресс-релиз. Небезынтересные наблюдения грамотного и рассудительного человека увлекли бы любого слушателя. На это я и рассчитывала.

Ожидала увидеть, ну, человек десять, как минимум, жаждущих новых знаний. Увидела троих... Не думайте, я не придираюсь. Просто отмечаю факт. В данном случае мне порукой мнение Виссариона Белинского, которое я склонна разделять и который обязывал резко высказывающих «свое мнение о чужих действиях... действовать лучше других»...

Собственно, не нужно ехать в Москву, чтобы понять очевидное, хотя в столице златоглавой, да и в северной столице с тем же успехом, это самое очевидное отчетливее прорисовывается. Ну, скажем, клановость театральных критиков. В нашем случае, конечно, смешно звучит по причинам, названным во втором абзаце данного текста. Но все-таки и в Челябинске с большой натяжкой, в очень пародийной форме, та же клановость цветет и разрастается.

Все мы безмерно уважаем критика Н. Исключительно потому, что критик Н. стар и всеми уважаем. За это, кстати говоря, мы над ним и посмеиваемся, но в тайне. Видите ли, авторитет критика Н. непререкаем (в условиях местной пустоши). Эта схема поиска себе подобных – окололичностная. Есть еще и так называемая идейная. Когда людей объединяет общее представление об идеальном продукте творчества. Театр «Манекен» любят одни, театр драмы, НХТ, камерный и прочие театры – другие. Хотя и в этом случае, если уж быть абсолютно точной, без влияния личностей не обходится. Весь вопрос в том, кто стоит у руля.

Ольга Игоревна рассказала характерную историю, характерную для Москвы. Фамилии она называла, но в нужном месте несколько раз вставляла: «Не для печати». Так что получите адаптированный вариант. Не так давно известный критик известной газеты к юбилею известного, а главное, любимого миллионами россиянами актера и режиссера, написал «возмутительный текст». Статья, уверена Ольга Игоревна, проплачена другим известным актером и режиссером... Фамилии обоих настолько известны, что язык не поворачивается их назвать.

«Мы заложники рынка. Пушкин говорил: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Профессионализм в том и заключается, что твоя продукция становится товаром востребованным», - считает критик. Проблема в том, что «люди, обладающие даром рыночного вдохновения,» не считаются ни с чем. Они лишены груза ответственности и нравственных ценностей. Другая идеология, идеология рынка, управляет ими: «Та часть критики, которая связана с театроведением, как правило, старшего поколения, совсем не востребована журналистикой. И в этом случае Интернет может стать средством для самовыражения».

В случае с Челябинском все не так мрачно. И критиков пока никто не покупает, и критики настолько уверены в своей значимости, что мысли даже о гипотетической купле-продаже не рассматривают. Наш критик озабочен гуманистической проблемой: как написать так, чтобы никого не обидеть? Не потому, что так надо, а исключительно по доброте душевной.

Репертуарные спектакли, за небольшим исключением – плакать хочется, антрепризы (данное слово давно звучит как ругательное, поэтому коллективы-однодневки предпочитают называть себя частными или коммерческими театрами, что, впрочем, не меняет сути) – слов нет. На фоне «вяло-гниющей» театральной жизни нашего города любой текст некритический, отдаленно напоминающий рецензию, - как капельница или поддерживающий укол. Пациента, конечно, уже не спасти, но хоть помучается еще какое-то время.

«Задача критики – распознавать подлинное», - считает Ольга Галахова. - «Люди старшего поколения защищены больше, чем молодежь. Защищены культурой, традицией. Подлинное и неподлинное – это не только эстетические вопросы, но и социологические, политические и, прежде всего, - экономические. Пока мы не пришли к западному разделению: театр как высокое искусство и театр как развлечение. И критика – заложница этого процесса. Мы отражаем процесс, но не влияем на него».

На мой взгляд, представление об идеальных понятиях эволюционирует гораздо медленнее политических и экономических процессов. На самом деле. Нюансы понятий – проблема каждого конкретного человека и обобщения здесь абсолютно не уместны. Красный цвет, если вы, конечно, не дальтоник, для вас и для вашего дедушки, и для прадедушки будет одинаково красным. «Богатыри не вы» - всего лишь отговорка, удачный способ объяснения сложного конфликта отцов и детей. А уж богатыри они на самом деле или нет – потомки разберутся.