7 ноября 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Истоки творчества

Нужно один раз увидеть, чтобы понять: самое гениальное «изобретение» человека – это улыбка. Все остальное – ничто по сравнению с ней. Люди улыбаются по-разному: широко, застенчиво, ехидно, многозначительно, задумчиво, - как угодно. Все многообразие чувств можно выразить при помощи улыбки. В одном российском городе провели эксперимент: испытуемым, преимущественно студентам, на неделю предстояло забыть о том, что они умеют говорить и постараться объясняться с миром при помощи одной только мимики. Главным своим оружием в поиске понимания они должны были сделать улыбку... На мой взгляд, самое важное в улыбке – это доступность. Абсолютно каждый человек умеет улыбаться и ничего лучше природа выдумать не могла.

Человек склонен мистифицировать все, что не поддается разумному объяснению, все непонятное. Может показаться, что таким образом он наделяет вещь или явление дополнительным смыслом, но на самом деле подменяет смысл, а порой и оглупляет его. Скажем, чувство дружбы оскорбляется излишним пиететом, в основе же оскорбления – неспособность понять собственные душевные волнения по отношению к кому-либо. Человеку кажется надежной его броня, однако прилагая усилия к самозащите, он лишь обороняется от самого себя, в действительности подвергается еще большей опасности, так как пытается потушить огонь голыми ногами.

Нередко удавалось мне слышать от разных людей одно и тоже мнение, будто мир делится условно на представителей творческой элиты и всех остальных. Ну, в том смысле, что творчеством занимается не все человечество, абсолютно верно. Настораживает тот самый пиетет, который вольно или невольно проскальзывает у некоторых людей. Дело принимает опасный оборот: творческое начало порой считается уникальной особенностью отдельных уникальных же личностей.

«В истории философии к субъектам творчества относили Бога (Платон, Гегель, Бердяев и др.), Природу (Эпикур, Спиноза, Бергсон и др.) и Человека (Гельвеций, Маркс, Сартр и др.). В настоящее время проблемы творчества рассматриваются в контексте идеи «глобальной креативности». Человеческое творчество суть интегральная совокупность фантазии, предвидения и интуиции» (Новейший философский словарь, автор статьи – Ю.А. Гусев).

«Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом, считалось озарение – интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества...» (Социальная психология. Словарь. М.Г. Ярошевский).

Разумеется, в характере человека должен присутствовать набор важных качеств, без которых он, то есть человек, вряд ли может вообще хоть чего-нибудь достигнуть в жизни. В этом смысле мы понимаем уникальный потенциал индивидума по отношению к общей массе людей. Но то, что качества эти безусловно поддаются корректировке, у меня лично не вызывает сомнений. Иными словами: гениями не рождаются, гениями становятся.

Формула гения, на мой взгляд, должна выглядеть следующим образом: (П+Т)хС, где П – память, Т – трудолюбие, употребленное на развитие памяти, а С – свободомыслие. Для того, чтобы грамотно излагать мысли, необходимо знать (как минимум) алфавит и правила грамматики того языка, на котором вы собираетесь изъясняться. Со временем память ослабевает, ослабевает и гений человека. Как много вы знаете людей, чьи таланты раскрылись в пенсионном возрасте?

Человек должен видеть цель перед собой, ясно осознавать, почему, а главное, - для чего он что-либо делает, отсюда проистекает то самое трудолюбие, которое, если быть совершенно точной, и трудолюбием-то не является, а всего лишь естественной реакцией организма на естественные потребности.

Наконец, относительно множителя следует сказать, что свободомыслие по значению чуть ли не самый главный элемент формулы, ибо, находясь во власти общественных стереотипов, заплутав в дебрях привычных для данного времени и места представлении о жизни и человеке, очень трудно, практически невозможно произвести на свет хоть сколько-нибудь стоящую плодородную идею. Таким образом, показатель С должен быть больше или равен сумме П и Т. Именно он и определяет величину гения.

Человеку всегда будет всего мало. Мало способностей - мало возможностей - мало денег - мало пожил – схема для большинства одинакова. Самое интересное, что реальный потенциал человека оказывается никому не интересен. Зато возможное отсутствие такового (что не совсем обязательно) для многих служит прекрасным стимулом для того, чтобы не развиваться. «Природа отдохнула, ни на что я не гожусь», - произносить скорбно. А дальше по схеме (схему смотри выше).

Еще в мае вычитала на сайте Владимира Соловьева информацию об открытии выставки начинающего фотографа Лены Н. в Санкт-Петербурге. В качестве иллюстрации опубликована всего одна фотография из ее архива (на фото - женский затылок) и краткий рассказ о первых шагах автора на фотографической ниве. Ни ссылки на ее блог, ни полезных подробностей, способных расширить круг самостоятельного поиска в Интернете. Всего несколько предложений: «Фотографировать начала в 18 лет после покупки цифровой мыльницы. Спустя год ушла со второго курса Технологического института и поступила в Университет Культуры и Искусств. Ленины Фотографии никому не нравились, но она знала, что главное не изменять себе...»

«Об Урале – с любовью» - так называется новый проект, придуманный и воплощенный «Издательством Марины Волковой». 26 октября в Челябинском областном краеведческом музее состоялось открытие фотовыставки священника Дмитрия Кадомцева (Верхняя Санарка), первого заявившего о своей любви к родному краю.

«Столько прекрасного хотелось бы просто запечатлеть, с кем-то поделиться», - рассказал отец Дмитрий. - «Причем эти моменты настолько мимолетны, тот же закат... Занимаясь туризмом, воочию лично соприкасаешься с нашей родной природой. И возникает вопрос: зачем ехать в Турцию, Египет, когда вокруг такая красота? Фотоаппарат у меня всегда с собой. Сюжет для съемки может быть в самом неожиданном месте и в самое неожиданное время. И назад это время уже не воротишь. Первый снимок сделал в классе четвертом или пятом. Я фотографировал солдат срочной службы воинской части, где служил мой отец».

Организаторы проекта намеренно сделали ставку на непрофессиональных фотографов. Их работы, может быть, не лишены помарок, но зато главное в них – заряд творческой энергии. «Мы находим людей, которые умеют сказать просто, искренне о своей любви к тому месту, где они живут», - поделилась Марина Волкова.

На несколько месяцев выставка разместилась в Челябинском областном краеведческом музее, а дальше она будет путешествовать по разным городам Урала. Следующие на очереди – фотовыставки южноуральских поэтов, депутатов, бизнесменов...

Сайт Издательства Марины Волковой

Фотографии отца Дмитрия