11 сентября 2007, Автор: Кирилл ШТИФОНОВ

Раздвоение личности как национальная идея

В последнее время в некоторых кругах бытует мнение о том, что в России политики нет, есть лишь умелое администрирование или красиво выстроенное театральное действо, где у каждого субъекта политики есть своя роль, а всей этой постановкой руководит талантливый режиссер…

С этим мнением можно спорить. Но, кажется, мало, кто усомнится в том, что современная российская политика и ее восприятие гражданами приобретает несколько извращенные формы.

Если бы некий психиатр решил поставить диагноз российской действительности, то непременно это было бы раздвоение личности в острой форме, и перед различными выборами болезнь обычно начинает прогрессировать. Самое страшное, что последние несколько лет избирательная кампания отдельных сил не прекращается…

Перед глазами большей части электората с неимоверной скоростью меняются события. Личности, секунду назад бывшие кумирами миллионов, превращаются в пыль и прекращают свое существование в головах людей. В то же время из ниоткуда появляются странные персоны и мгновенно взлетают до небес. Все это происходят на фоне трагедий, сменяющихся бурными празднествами… То, что было секунду назад – не имеет значения, важно лишь то, что происходит в данный момент… Это реальность сегодняшнего дня – медиареальность.

Событие не может быть событием, если о нем не написали газеты, не рассказали по радио, не показали по телевизору. Соответственно, есть группа людей, которая стремится сделать эту реальность контролируемой и единой для всех и, в первую очередь, благоприятной для себя. В период советской пропаганды власти удалось достичь на этом поприще почти идеального результата. В эпоху же «суверенной демократии» это сделать, во-первых, сложнее технически, во-вторых, практически невозможно без серьезного имиджевого ущерба для себя. Власть это понимает, оставляя для альтернативной информации слегка приоткрытую дверь.

Таким образом, в современной России сложилось несколько реальностей. Одна формируется официальными государственными телеканалами и прессой. Другая - оставшимися несколькими газетами, радиостанциями и Интернет-ресурсами. Проживая на одной территории, заходя в одни и те же магазины, общаясь каждый день - люди живут в разных странах, хоть и называются они одинаково. Для кого-то 12 августа было днем памяти моряков, погибших на подводной лодке «Курск», для других этой даты уже не существует. Многих потрясли события 14 апреля в Москве, когда десятки людей были избиты ОМОНом на улицах во время проведения «Марша несогласных». Для других «Марша» не существует вовсе. Избитый милицией город Благовещенск шокировал небольшую часть граждан, подавляющее число россиян об этом не знает.

Для того чтобы нагляднее продемонстрировать разницу между двумя Россиями, можно привести пример основных новостей на «1 канале» и на радиостанции «Эхо Москвы». Это новости, которые прозвучали в упомянутых СМИ в полдень 27 августа.
«1 канал»:
1. Ужесточение мер безопасности при досмотре в российских аэропортах.
2. В Крыму тушат пожар в заповеднике недалеко от Алупки.
3. Число жертв лесных пожаров в Греции достигло шестидесяти человек.
4. В Самарской области возобновился поиск детей, пропавших в субботу.

Радиостанция «Эхо Москвы»:
1. Следственное управление ФСБ России прекратило уголовное преследование новосибирских ученых Игоря и Олега Мининых.
2. Водитель автобуса, попавшего в аварию в Воронежской области, предположительно заснул за рулем.
3. Пикет «Объединенного гражданского фронта», связанный с приездом лидера «Народно-демократического союза» Михаила Касьянова, пройдет сегодня в Екатеринбурге.
4. Мусульмане России заинтересованы в том, чтобы Россию приняли в организацию "Исламская конференция", заявил президент Чечни Рамзан Кадыров.

Многие средства массовой информации вновь стали инструментом мифологизации важнейших явлений в нашей стране. Современная эпоха вдруг стала олицетворять собой «стабильность», вновь вернулось понятие «внутреннего врага» и некой внешней угрозы. Кроме того, судя по выпускам новостей на федеральных телеканалах, наиболее важными являются сообщения о событиях в других государствах. А «неправильные» СМИ, которые позволяют себе озвучивать объективную информацию о событиях в своей стране и критиковать действия властей, в массовом сознании вдруг превратились «в американских пропагандистов, желающих развала России». К подобным СМИ россияне чаще всего относят радиостанцию «Эхо Москвы», газету «КоммерсантЪ», «Новую газету» и даже телеканал «РенТВ».

Начало сентября стало очень показательным для понимания ситуации в российских СМИ. В течение трех первых дней во всех информационных выпусках и аналитических программах радиостанции «Эхо Москвы» говорили о теракте в Беслане… Государственное же телевидение старательно игнорировало тему годовщины трагедии. Так бы и умолчали, если бы не Владимир Путин, который 1 сентября на встрече со школьниками в Астрахани поздравил их с началом учебного года и, между делом, «призвал в праздничный День знаний не забывать о детях, погибших в бесланской школе».

Интересная ситуация сложилась и в канун Дня рождения убитой Анны Политковской… 27 августа Генпрокуратура объявила о раскрытии убийства журналистки. Юрий Чайка назвал имена задержанных подозреваемых и даже указал в сторону Лондона, где, «по мнению следствия, скрывается заказчик». Государственное телевидение раструбило о раскрытии громкого убийства, поняв намек Чайки, и, конкретизировав, обозначило имя виновно – «Березовский». Однако в последующие дни ситуация начала меняться, «Эхо Москвы» стало сообщать о том, что подозреваемые в убийстве сотрудники правоохранительных органов выпущены на свободу… Телевидение же предпочло об этом умолчать, сохранив в гражданах России гордость за доблесть и мужество наших правоохранительных органов…