27 августа 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Ю андерстенд?

Турецкое мороженое дисциплинирует. Собственно говоря, только по этой причине его и стоит есть. Приторно-противоречивая масса чего-то тягучего и на удивление невкусного. Заглянуть на дно рожка может только очень голодный или чрезвычайно терпеливый человек. Терпение понадобится и тому, кто пожелает избавиться от недоеденной порции: оставлять сироту на отполированной брусчатке неприятно, а урн для мусора в округе днем с огнем не сыщешь. Вот и несешь ее, как знамя, на вытянутой руке до первого продавца. Он без лишних слов примет подтаявшую обузу и без всякого сожаления опустит в коробку для мусора.

О пользе раздельного питания

Намеренно вторя большинству современных «мыслителей», склонных строить свои порой весьма надуманные теории, исходя из представлений о человеке предельно знакомом – удивительно ли? – преимущественно герое нашего времени, спешу сделать оговорку об особенностях вкусовых предпочтений, которая, тем не менее, не нуждается в представлении. Да и не о пищевых пристрастиях, точнее не только о них, здесь пойдет речь.

Особенности национальной кухни человек начинает постигать уже в утробе матери. Познавая нюансы калоража, человек не столько влюбляется, сколько привыкает к той комбинации продуктов, которая, возможно, будет поддерживать его существование на протяжении всей жизни.

И разве стремительное и почти повсеместное явление умов космополитического склада, существовавших в избытке и в прежние времена, не склонных зацикливаться на каком-то определенном меню и даже приветствующих многообразие рецептов, не является доказательством этого?

Простые радости патриота

Привыкание новорожденного последовательно к пище, традициям и культуре отдельно взятой страны – процесс, начало формирования чувства кровожадного, исторически оправданного и, сдается мне, генетически обусловленного, - патриотизма.

Не имея желания оформить смутное чувство в мысль (замечу: исключительно желания, поскольку мы априори все-таки мыслящие существа), человек превращает его в часть себя неосознанно, - отсюда и догадки о генетической предрасположенности. В этом случае патриотизм – стадное чувство.

При наличии свободного времени и, что важнее, огромного желания перевернуть мир внутри себя можно совершить путешествие к «сверх Я» и вернуться с целым ворохом вразумительных или совсем уж бесплодных теорий. Смысла такое путешествие не будет иметь никакого, но именно в этом и заключена прелесть и главная его движущая сила.

О мифичности абсолютных истин говорил еще Фридрих Ницше. «Абсолютных истин не существует» – прозвучало уверенно и отчасти компрометирующее. Данное предположение, - всего лишь теория, - своей простотой и лаконичностью претендует на абсолютное признание, оттого и спорит само с собой, и грозит мифологизировать всякую мысль вообще.

Пока человек верит во что-то безоговорочно, он не свободен и вынужден слепо доверяться однобоким постулатам. Ну, например, что в ежедневном рационе человека обязательно должны быть супы или что патриоты любят свою родину. В этом кроется серьезная проблема: знание, подкрепленное инстинктом, дающее человеку уверенность в собственной цельности, возможно, не более чем заблуждение…

Разговор на троих

Оказавшись за одним столом в летнем кафе с немкой, которая, судя по скорости щелканья языком, довольно сносно говорила по-английски, я невольно попала за кулисы театра абсурда. Я сразу догадалась о ее происхождении, поэтому даже не предпринимала попыток заговорить с незнакомкой.

Ничего вразумительного на немецком я не могла ей сказать, ибо мои знания этого языка заканчивались на почему-то идущих из детства фраз «хайль Гитлер» и «Гитлер капут», вряд ли уместных в данной ситуации. Мой английский, усердно изучаемый в школе и забытый в студенческие годы, отчаянно хромал.

Но пока мы жестикулировали и гримасничали, все было понятно и без слов. «Здравствуйте» – одна улыбка, не очень широкая, беззубая, немного отстраненная, но заинтересованная. «Вы не будете против, если я займу свободное место за столом?» - рука, указующая на стул и приподнятые брови, обозначающие крайний интерес. «Спасибо и приятного вам аппетита» - еще несколько улыбок более открытых, предлагающих обращаться в случае необходимости.

Дама вскоре заскучала и предприняла попытку завести светскую беседу, обернувшуюся пыткой, как для меня, так и для нее самой. Удивительное дело: все произнесенные слова в отдельности я хорошо понимала, но не могла разобрать смысла, который она пыталась донести до меня. Видимо, с той же проблемой столкнулась и моя собеседница, поскольку предложения я строила предельно простые и произносила их неоднократно, с каждым разом увеличивая децибелы.

Дело кончилось тем, что изможденная, но горящая упорством немка пригласила турка-официанта в качестве секунданта. Он нагнулся, изобразив г-образную готовность услужить, и в такой позе простоял до тех пор, пока все вопросы не были улажены. Турок переводил с английского на английский, а затем снова на английский.

Понимание как процесс, доведенный до конформного существования, позволяет человеку развиваться. Он требует усилий, ежедневной работы без ленивой скидки на выходные и праздники. Стремление к пониманию заложено в человеке в той же степени, в какой оно нуждается в развитии.