18 июля 2007, Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Предвыборная игра в «незнаек»

Предвыборная игра в «незнаек»

В Древней Греции людей, которые не интересуются политикой, характеризовали при помощи специального слова «идиотос». По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 24 процента россиян вообще не знают о предстоящих выборах в Госдуму. Не хочу никого обидеть, но статистика – вещь упрямая… Значит ли это, что четвертой части российских граждан, по большому счету, наплевать, кто пишет для них законы?

Народонаселение в Древней Греции было небольшое, и жизнь свою дети Зевса строили, по традиции, сообща. Практически все участвовали в каких-то общественных делах. К тем же, кто общественным устройством не интересовался и оставался в стороне от взаимодействия различных сил в государстве, относились, мне кажется, не очень положительно. Однако не будем претендовать на обоснованность трансляции ситуации в Древней Греции на Россию ХХI века. Рассмотрим медаль с разных сторон, и на ребро попытаемся поставить.

Итак, ВЦИОМ опросил 3000 человек в 135 населенных пунктах в 46 регионах России. Из опрошенных почти четверть – 24 процента - вообще не знает о предстоящих выборах в Госдуму. О том, что выборы пройдут в декабре, знают 74 процента опрошенных, 2 процента затруднились ответить на вопрос. Лучше всего информированы о выборах жители Москвы и Санкт-Петербурга: 87 процентов из них слышали о предстоящем избрании депутатов. Не знают о выборах 11 процентов опрошенных москвичей и петербуржцев. О выборах также знают 72 процента сельских жителей и не знают 25 процентов. При этом в городах с населением от 100 до 500 тысяч процент неинформированных выше всего: 27 процентов. Знают там о выборах 70 процентов опрошенных.

Около 20 процентов участников опроса не смогли ответить на вопрос, как часто проходят выборы в Госдуму, 17 процентов ответили на него неверно, остальные 63 процента знают, что выборы проходят раз в четыре года.

По данным Уральского аналитического центра, который проводил подобный опрос в семи городах и, в частности, в Челябинске, в столице Южного Урала 26,2 процента впервые слышали о выборах, 25,4 процента знают о том, что они будут в декабре, а 37,4 процента «слышали звон, да не знают, где он», то есть слышали о выборах, но, что это за выборы и когда они будут, не знают. В Чебоксарах и Самаре впервые слышали о предстоящем голосовании 33 процента жителей, в Казани – 38,2 процента, в Омске – 29, 6, в Великом Новгороде – 28,9 процента и в Архангельске – 27,1 процента.

Конечно, не факт, что всем этим «отрицательным» процентам наплевать, что там происходит в высших эшелонах власти и как это отразится на их жизни. Однако, к примеру, в странах Евросоюза, с которым мы так стремимся построить стратегические отношения, подобные события широко обсуждаются задолго до назначения официальной даты. А в США, над патриотичностью которых мы нередко посмеиваемся, со школы знакомы не только с Конституцией - ее учат отдельным предметом, - но и с выборными периодами. А споры о грядущей парламентской кампании (вроде «демократы vs республиканцы») начинаются едва ли не на следующий день после уже состоявшейся.

Россияне о победителях не спорят. Конечно, кто-то может скептически заметить, что, мол, все и так давно решено, за нас. Оно, конечно, верно, и будет до тех пор, пока мы реально не сможем давить на власть, заставляя ее работать не на себя, а на простого металлурга дядю Ваню и водителя трамвая тетю Машу. Когда это будет, и будет ли вообще, кто ж его знает. Не раз доводилось слышать, что политика в России до того скучна, что и политикой ее назвать можно с большой натяжкой, а выборы – и не выборы вовсе, а просто тасовка имен, реализующих те или иные интересы. Так что рядовому обывателю все эти процессы не интересны.

Говорить, что все в руках человека, и в его же возможностях все изменить и сделать так, чтобы было интересно, не будем, и даже через плечо сплюнем. Потому что был у нас один такой случай, лет около 90 назад, и ни к чему хорошему это не привело. Впрочем, подобные той личности, на которую мы намекаем, индивиды есть и сейчас. В некоторых головах кипят гениальные идеи обустройства нашей жизни, которые даже с социальной направленностью некоторых политических партий слабо сочетаются. В том смысле, что идеи эти выглядят реальнее и намного лучше. Но к политике гениальные идейные головы отношения не имеют, и идти туда не собираются, а пойди они туда – кто знает, может и до революции с таким запалом снова дойдут. Или выгонят такого идеолога вскоре из политических рядов. А может, «перевоспитают» под себя, оставив гениальность для широких масс – для популярности партии, и спрятав под ней меркантильное.

Отвлеклись. Есть еще одно мнение по поводу того, почему интерес к политическим событиям столь низок в нашей стране. Мнение это простое и обосновывается количеством проблем в нашей стране. Иными словами, слишком много бытовых забот у людей, так что нет времени отвлекаться на высшие сферы.

Все вышесказанное опровергает Артем Перехрист, директор Уральского аналитического центра:

- Учитывая, что до выборов остается еще прилично времени и ни одна политическая партия не начала предвыборную кампанию, указанные проценты – нормальнее некуда, - считает Артем Викторович. – С сентября число «незнающих» начнет сокращаться до абсолютного минимума, когда и партии, и избирком начнут кампанию. А так как выборы федерального масштаба, то и местные, и федеральные телеканалы, и печатные СМИ будут оповещать о предстоящих выборах. В любом случае, 24 процента по России – это нормально, на явку не повлияет. Конечно, в крупных городах осведомленность выше, чем в небольших. Однако максимальное отличие – не больше 12 процентов. Это тоже в пределах нормы. Насчет Штатов могу сказать, что там двухпартийная система, и практически все граждане являются приверженцами той или иной партии. Не определившихся мало. У нас электорат не установившийся, бегают от одной партии к другой…