3 июля 2007, Автор: Александр СКРИПОВ

В чем сила, брат?

Я хочу жить в сильном государстве. И вы, надеюсь, тоже. А в чем сила государства? На этот вопрос все отвечают по-разному. Главный герой фильма "Брат-2" утверждал, к примеру, что сила в правде. Но вот ведь загвоздка: правда у каждого своя.

Сколько меня пугали разные СМИ размещением так называемой американской противоракетной обороны – ПРО в Чехии и Польше, а мне не страшно. Не боюсь и все. Возможно, я рассуждаю наивно, однако меня гораздо больше беспокоит, скажем, уличная преступность в моем родном городе. Приближаясь к дому, часто вижу такие "колоритные" физиономии, что опасаюсь, как бы мне не дали по голове в собственном подъезде. Недавно не на шутку был встревожен и мой коллега – известный фотомастер Сергей Васильев. У него во дворе, в самом центре города, "ребята на иномарках" устроили кровавые разборки со стрельбой.

А что касается ПРО, то что-то я не слышал протестов по поводу американской угрозы в Швеции или Финляндии. Хотя до них от Чехии и Польши тоже недалеко. А живут люди в этих странах никак не хуже нашего. И, кстати, безопаснее. То есть я понимаю, конечно, что вопрос размещения американских ракет в Европе – это проблема. Но проблема в первую очередь для политиков, военных. И хорошо, что президенты России и США обсуждают ее. Уверен, если надо, найдется у нашей страны, как модно говорить, "ассиметричный ответ". К слову, предложение Владимира Путина о создании совместной базы ПРО в Азербайджане – несомненно сильный политический ход.

Возможно, кто-то думает, что в призывах показать Америке "кузькину мать" и создании образа нового врага у населения – сила государства. А я так полагаю, что, наоборот, слабость. Потому что простому народу от этих политических страстей ни жарко, ни холодно, а та энергия, которая тратится на охаивание американцев, очень бы пригодилась для решения внутренних проблем.

Впрочем, не будем преувеличивать мощь Америки. Война, развязанная в Ираке, – это только на первый взгляд показатель силы американского государства. На самом деле – его слабость. Ведь гигантские средства, брошенные на войну, могли бы пригодиться в экономике США, помочь решению социальных проблем. Не случайно в Штатах сегодня многие говорят об экономических проблемах, недовольны Бушем, а его рейтинг за последнее время стремительно упал.

Вообще, на мой взгляд, устаревшие мифы о том, что есть сильное государство, живы до сих пор. Заглянем в отечественную историю и возьмем для примера эпоху Сталина. Многие по-прежнему считают, что в годы его правления государство было чрезвычайно сильным. Однако данные по Челябинску, отражающие ситуацию по всей стране, не подтверждают такого вывода.

Особенно если взглянуть на ситуацию не с точки зрения силы репрессивных органов, а с точки зрения разумной организации общества, создания нормальных бытовых условий для людей. "С наступлением вечера поселок ЧТЗ погружается в темноту, - писал в газету в 1937 году рабочий. - Лишь редко где блестят в окнах домов тусклые огоньки керосиновых ламп и свечей. Безжизненно выглядят здания ясель, школ, магазинов. Темно на улицах. Печальная эта история уже повторяется не первый год. Рабочие, служащие лишены возможности культурно провести свой вечерний досуг. А неосвещенные улицы – широкое поле для хулиганов". Есть свидетельства о том, что в 30-е годы были задержки с выплатой зарплат и пенсий, особенно в сельской местности. В газетах того времени часто можно увидеть сообщения о случаях поножовщины, нападений на граждан, краж. В 1934 году вагоны челябинских трамваев наконец-то были вымыты. Впервые за три года, прошедших после пуска. И то после того, как по инициативе секретаря обкома партии Рындина 65 комсомольцев были "прикреплены" к вагонам, "организовав борьбу за чистый, культурный трамвай". Уровень жизни горожан оставлял желать лучшего, в торговле наблюдался дефицит элементарных продовольственных продуктов.

Перечисление подобных фактов из истории Челябинска можно продолжать, но суть остается неизменной: так называемый "сталинский порядок" - не более чем миф. Причем это не только мой субъективный взгляд на этот период. С таким подходом полностью согласен челябинский ученый, профессиональный историк и краевед Владимир Боже. Победа в Великой Отечественной войне, по его словам, состоялась также во многом вопреки "мудрому руководству товарища Сталина". Из-за репрессий 30-х годов армия оказалось во многом обезглавленной, неподготовленной к началу военных действий. За ошибки Сталина пришлось расплачиваться потом советскому народу, проявившему невиданный в истории героизм и силу духа.

Или вспомним Ленина. Тоже "сильный" персонаж отечественной истории. Вел народ к счастью и равенству, а привел к братоубийственной гражданской войне и разрухе. Сильным нам казался "единый и нерушимый" Советский Союз. А рухнул, как колосс на глиняных ногах.

Исторический экскурс необходим для того, чтобы понять, по какому параметру имеет смысл судить о силе или слабости того или иного правителя, государства в целом. Предлагаю оценивать по очень понятному критерию: жизни простого человека. Оставим в стороне имперские амбиции и высокие материи. Легко ли простому человеку оформить свой садовый участок в собственность, купить квартиру, получить квалифицированную медицинскую помощь, образование, воспитать детей, иметь достойную пенсию и т.д.? Из таких "мелочей" и состоит вся наша жизнь. В сильном государстве чиновники боятся брать взятки, гаишники не думают, где "подработать", а врачи и учителя покупают коттеджи за городом.

Если коротко, то сильное государство – это в первую очередь то, которое защищает своего подданного. Не создает ему лишних проблем. Делает его жизнь безопаснее, комфортнее и богаче.