30 мая 2007, Автор: Ольга ТИТОВА

Свобода мысли

Что мешает человеку свободно мыслить? Подвергнуть сомнению незыблемость абсолютных штампов и позволить себе пусть не принять, но хотя бы допустить возможность жизни, потому что все остальное имеет отношение к ее противоположности. Ведь именно в закостенелой правильности кроется основа рабства. Что лучше – пить живую кровь или питаться мертвечиной? Старинная калмыцкая сказка, кажется, никогда не потеряет актуальность.

Смех и слезы

Ребенок счастлив до тех пор, пока может смешить взрослых. Его ошеломляюще-точные и остроумно-парадоксальные рассуждения нелепы и правдивы. Нелепы – для большинства умиляющихся взрослых, но оттого еще более правдивы. Великий дар неопытному уму, ибо пока он свободен от пут рассудительности и благочиния.

Какова природа этого дара? Может быть, компенсация неискушенности, временное восполнение еще не вызубренных пустующих звеньев цепи? Однако чтобы принять данную мысль на веру, прежде придется назвать человека венцом творения. Cлишком традиционно. Тогда, может быть, в основе так называемого дара – обыкновенный потенциал homo sapiens, его самый явственный талант, невостребованный и задушенный общественной моралью?

«И целого мира мало»

Майкл Эптед – писатель, режиссер (его наиболее известные художественные фильмы: «С меня хватит!», «Код Энигма», «Нелл», «И целого мира мало» и т.д.). Родился в 1941 году в графстве Букингэмшир (Великобритания). Изучал историю, юриспруденцию, но режиссура стала его призванием. Снимал много и документальных кинолент. За работу «7 UP» получил «Оскар».

Идея фильма проста до безобразия, на столько же и гениальна. Майкл первым отважился отследить становление личности. Что думает человек о жизни в семилетнем возрасте, потом в 14, 21 год? Как меняется мировоззрение ребенка с годами, под влиянием обстоятельств и общественных установок? 14 добровольцев-ровесников согласились принять участие в большом, длиною в жизнь, проекте, который, по замыслу автора, должен завершиться только тогда, когда «актерам» перевалит за седьмой десяток.

«Рожденные в СССР»

Нынешним участникам британского фильма уже за 35. Россияне (20 человек), отважившиеся раскрыть душу перед камерой в аналогичном проекте отечественного разлива, лет на 10 их моложе. Фильм о России снимает российский же режиссер Сергей Мирошниченко. Его заметили и пригласили поработать продюсеры ВВС, взявшие на себя бремя финансовых затрат.

Изюминка картины «Рожденные в СССР» (уже отсняты и смонтированы три серии) обозначена в ее названии. Никогда больше не будет «единого и могучего», а значит, дети, успевшие нажарить бока под лучами «солнца свободы», - что-то вроде экспонатов истории, последние из могикан.

Резать по живому

В 1998 году работа Сергея Мирошниченко «Четырнадцатилетние. Рожденные в СССР» была признана лучшим фильмом года и получила приз Британской Королевской академии. Сегодня американские студенты, будущие режиссеры, осваивают приемы российского документального кино на основе, в том числе, названных картин. Примечательный факт: они даже за свой счет организовали приезд Сергея Валентиновича в Америку, чтобы мэтр лично представил фильмы.

Однако увидеть «Рожденных» в нашей стране – большая удача, выпавшая на долю фестивалей. В широком прокате фильм не значился, на DVD не растиражирован. Пока что получается, огромная работа была проделана ради студенческих пособий. Руководство канала «Россия» вроде бы согласно раскрутить проект, но с очень болезненными правками.

В чем дело, Сергей Валентинович пока предпочитает помалкивать. Говорит, буду бороться до конца. Режиссер настроен довольно решительно, резать фильм не собирается, но и раньше времени выносить на публику подробности спора не намерен.

Местечковая цензура

Немного приоткрывает суть возможных претензий к фильму «Рожденные в СССР. 21 год» вопрос одной зрительницы: «Зачем же он (имеется в виду режиссер) американцам о нас рассказал?» В рассуждениях о национальной гордости горькая правда – не аргумент. Между собой да за чашкой чая можно сколь угодно подробно бичевать родину, но, когда в разговор вклиниваются иностранцы, тон его сразу же меняется.

Сами иностранцы (американские студенты), кстати, были поражены, когда услышали, как оценивает разрушение башен-близнецов 11 сентября одна из героинь фильма «Рожденные в СССР. 21 год». Девушка, не задумываясь, сказала: «Так им и надо». Улыбнулась, а затем добавила: «Они же могут вмешиваться в жизни других людей».

Многие студенты, по словам Сергея Мирошниченко, пришли к выводу, что данную реплику, как бы шокирующе она ни звучала, нужно оставить для «американского» варианта фильма. «Мы должны знать об этом», - решило большинство. Однако не все. Некоторые предпочли сладкую ложь цензуры.

Слишком долго едут…

Не существует абсолютных истин, а значит, все на свете может и должно быть подвергнуто сомнению. Другое дело, что сомневающийся обязан быть последователен, комментируя жизнь. Люди легко ведутся на искушение и превращаются в редакторов.

«Редакторов, вырезавших из фильма «Затмение» долгий поэтичный план (парящий над Римом самолет), не заботило мировоззрение Антониони – они простодушно вгоняли картину в прокатный стандарт. Многое, как ни странно, зависело отнюдь не от большого начальства, а от самих исполнителей, с радостью бравшихся за ножницы.

Функционер обожает «подправить» художника в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Достаточно было кому-то при виде едущего по шоссе автомобиля капризно заявить: «Долго едут!» или, устав от прискучившего диалога, констатировать: «Долго говорят!», — и эпизодов как не бывало», - авторы критической статьи (Олег Ковалов, Сергей Кудрявцев) рассуждали о цензуре, существовавшей в советской России. Однако дело отцов живо и поныне.

Преодолевая препоны

История «Рожденных в СССР» - одна из многих крупинок в песочных часах, напоминание о том, почему так дорого стоит свобода мысли. Очень хочется надеяться, что работа Мирошниченко не повторит судьбу документальной киноленты Андрея Смирнова "Свобода по-русски". Десять фильмов о перипетиях демократии и свободы в нашей стране оказались не востребованы федеральными каналами.

- Никаких мотиваций нет. Нет, и все. Сначала мы предложили фильм каналу «Россия». Господин Добродеев ответил, что у него другое понятие о прекрасном. Я благодарен судьбе, что узнал – у таких людей, оказывается, есть понятие о прекрасном, - сетует Андрей Смирнов, режиссер «Белорусского вокзала», снявшийся как актер в фильмах «В круге первом», «Дневник его жены» и других.