21 февраля 2007, Автор: Мария ЦАПОВА

«Люблю тебя так СИЛЬНО!»

«Люблю тебя так СИЛЬНО!»

Много игрушек, вкусный обед, телевизор, DVD-проигрыватель, во дворе каток и детская площадка – есть все. И в то же время нет самого главного – родителей. Этих детей, почти всех, либо подобрали на улице, либо отняли у родителей-пьяниц. Отмыли, одели, накормили. Но у мальчишек и девчонок, живущих в детском доме, одна мечта, – чтобы пришел день, когда их заберут домой.

А дома лучше

Есть мнение, что малышам здесь лучше, чем дома в неблагополучных семьях. В детском доме они накормлены, одеты, не слышат скандалов, не видят драк и попоек. Правда, один воспитатель не может сразу всем двенадцати воспитанникам в группе дать столько любви и ласки, сколько необходимо каждому. Но дома-то они этого и вовсе не получали! Тогда вопрос - почему же многие убегают к родителям–пьяницам?

Мы приходим в третью группу. Здесь двенадцать девочек от 7 до 14 лет. Сегодня суббота, многие ушли домой или к родственникам. Остальные стряпают себе на обед пиццу. Для них это редкое лакомство. Необходимые продукты девчонкам принесли из столовой. И каждая из них с радостью взялась за работу. Лена трет сыр, Света режет огурцы, Полина – соленые грибы.

На удивление, девчонки сразу проникаются доверим. Они наперебой начинают рассказывать обо всем, кроме своей жизни до детского дома.

- Мы любим готовить сами, - говорит Полина. – Я вообще хочу стать поваром или кулинаром как Игорь Тумаркин. Только бы научиться.

В свободное от школы время они еще пробуют себя в театре, и играх КВН. На подходе очередной театральный конкурс среди детских домов. Мои собеседницы репетируют сказку «Мой маленьких Бог». Каждая по очереди демонстрирует мне свою роль. И тут я вспоминаю себя в детстве - когда счастливая прибегала домой и тоже рассказывала, кого буду играть в школьном спектакле, когда по пьесе мой выход, и какие слова говорю я. Разница в том, что все это я говорила родному любящему меня человеку - маме, а они рассказывают это чужой тете. Каждый ребенок хочет, чтобы за него порадовались и оценили его первые маленькие победы.

По ходу разговора стараюсь выяснить:

- Как вам тут?

- Живется, - коротко и как-то по-взрослому отвечает Лена.

- Дома лучше?

- В сто раз, - говорит она.

- Не в сто, а в пятьсот, - поправляет Лену Полина.

У большинства этих симпатичных девчонок родители алкаши и наркоманы. Но говорить об этом они не любят. Им проще сказать, что мама и папа умерли. А втайне они верят, что родители их все равно любят. И каждая надеется, что придет тот день, когда их заберут домой.

Товар

Замечаю, что одна девочка сидит в стороне, ни с кем не общается.

- Это Лена, - подсказывают ее соседки по комнате. – Скоро ее заберут.

В последней фразе – явная зависть.

Лену собирается удочерить семья из Курганской области. Как говорят будущие приемные родители, девочка внешне очень похожа на их родного сына.

- Вряд ли я буду скучать по девочкам, - неуверенно говорит она. – У меня же теперь будут мама, папа и братик.

Для остальных разговор резко становится неинтересен. Они начинают дурачиться, вертеться на диване. В этот момент я холодею от собственной мысли – они же, как товар в магазине. Лену уже «купили», а остальных, может, «не купит» никто и никогда. Или «купит», но вернет…

Наукой уже доказано, в развитии нашего характера большую роль играют гены. Поэтому у детдомовцев генетика, скорее всего, проблемная. Наследственность рано или поздно проявит себя.

- Ценные вещи без присмотра не оставляй, - наставляла меня знакомая, с которой мы отправились в детский дом. - А то все утащат. Недавно приходила логопед. Оставила сумку на видном месте. После урока обнаружила, что у нее вытащили все деньги. Концов не найти. Я сама, когда работала, часто брала детей из детдома к себе домой. У меня они тоже воровали.

Эта женщина, проработавшая в детском доме много лет, рассказала мне еще одну историю. Семья усыновила двух малышей: мальчика и девочку. Названные родители их по-настоящему любили, вкладывали в воспитание и силы, и деньги. Но когда у мальчика начался переходный период, он стал пить, курить, воровать. Разочарованные папа и мама вернули ребенка в детский дом.

Это не выдумки, это статистика: российские семьи детдомовцев берут на воспитание неохотно. Охотнее наших детей усыновляют заграничные мамы и папы. Правда, преодолевая немыслимые преграды.

- У нас уехал один мальчик в Италию, - говорит воспитатель. – Со своими будущими родителями он познакомился, когда ездил в эту страну отдыхать.

В России сиротам устроиться в жизни не всегда легко. Девочки, как правило, заканчивают училища или вузы, выходят замуж, создают семьи. У мальчишек все обстоит намного хуже. Они либо спиваются, либо становятся наркоманами, либо попадают в тюрьмы.

Не просто фотографии

Гостеприимные девочки пригласили меня в свою спальню. И опять же наперебой стали показывать свои фотографии. Они много фотографируются с гостями. Но для них это не просто чей-то приезд, это целое событие, настоящий праздник. Это куча подарков, смех и радость. А самое главное, это внимание.

Полина показывает мне самодельные открытки:

- Мы такие делаем друг для друга к каждому празднику.

Обычные тетрадные листочки аккуратно разрисованы. В конце каждого поздравления, помимо подписи, большими буквами написано «Я очень СИЛЬНО люблю тебя!».

- А вот эта девочка, - тихо говорит мне Полина, показывая пальцем на фото, – сейчас в психбольнице.

- Сколько ей лет? – спрашиваю удивленно.

- Четырнадцать.

Аня родилась, как и все жители детдома, от неблагополучных родителей. Девочке пришлось пережить многое: постоянные ссоры и драки, пьянки, развод родителей. Новые кавалеры матери не раз приставали к Ане. За это нерадивая мамаша выгнала из дому не друзей, а родную дочь.

Почему они не любят болеть

Есть в детском доме и свои таланты. Света, к примеру, занимается рукопашным боем уже четыре года. На соревнования ездила даже в Москву. Тренер считает ее перспективной спортсменкой.

- Дмитрий Петрович относится ко мне очень хорошо, - говорит девочка. – Я бы даже сказала, что он как папа – строгий и в то же время любящий. Тренер постоянно дарит мне подарки. Вот на Новый год подарил сотовый телефон.

Света из кармана достает простенький аппарат. На нем нет ни чехла, ни подвесочки. И она как будто читает мои мысли.

- Видела недавно в магазине подвесочку-собачку, - говорит девочка. – Жалко, нет возможности ее купить.

Но Света несказанно рада и «голенькому» телефону. Он не общий, он полностью принадлежит ей. Для детдомовцев личные вещи - счастье и гордость.

Чаще в детском доме все общее. Даже канцелярские принадлежности. К тому же в руки их дают только под присмотром воспитателя. Во время нашего разговора с воспитателем, к нам подошла девочка - ей было нужно кусочек скотча отрезать. Нужны ножницы. Пока воспитатель их ищет, я интересуюсь у девочки, почему нет своих.

- Нам не дают канцелярские принадлежности, - грустно произносит. – Не знаю, почему, но догадываюсь – боятся, что мы украдем.

Обычные дети любят носить в школу какие-нибудь безделушки и хвастаться ими. Представьте, как чувствуют себя воспитанники детского дома, которые точно знают, что ни завтра и ни через неделю им похвастаться будет нечем. Даже красивый карандаш - общий.

Как я узнала, детям не дают денег на карманные расходы. Поэтому они так ценят подарки. Но самую высокую цену здесь дают заботе лично о тебе. Знаете, почему ребята из детдома не любят болеть? У их кроватки никто не будет сидеть целый день и всю ночь. Даже, если температура под сорок.