4 августа 2006, Автор: Сергей СМИРНОВ

Отдохнет ли Куба от Фиделя?

Отдохнет ли Куба от Фиделя?

Фидель Кастро лег в больницу - открылось внутреннее кровотечение. 47 лет подряд, крепко держа в руках штурвал власти, команданте работал на износ. Мало спал, переживал за народ – вот и последствия. Куба митингует – так народ выражает поддержку захворавшему лидеру.

В Майами тоже шумно – там веселятся кубинские эмигранты. Они надеются, что Фидель, собиравшийся править Кубой еще лет 20, с больничной койки уже не поднимется. А с уходом Кастро рухнет и ненавистный коммунистический режим.

Кубинская революция – одна из величайших авантюр прошлого века. Спрашивается, чего кубинцам не хватало? Жаркое солнце, золотые пляжи, толпы богатых туристов, табак и сахарный тростник. Как утверждают историки, напрягаться на плантациях местное население не любило. Говорят, даже сигары здесь придумали потому, что потомки рабов ленились изготавливать трубки. Зато на борьбу против эксплуататоров поднимались легко.
Первую революцию возглавил сержант Батиста. После победы Батиста, как водится, стал диктатором, передушил своих соратников, связался с американской мафией и начал активно обогащаться, присваивая иностранные инвестиции.

Затем внебрачный сын богатого латифундиста Фидель Кастро погрузил на яхту «Грэнма» кучку единомышленников, высадился на острове, и с боями вошел в Гавану. Захватив власть, барбудос – «бородачи», как называли на Кубе небритых революционеров, столкнулись с массой проблем. Американский флот блокировал остров, на экспорт табака и сахара было наложено эмбарго, и кубинская экономика встала на колени.

Знаменитые команданте (высшее воинское звание на Кубе – майор) Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос и другие соратники Фиделя оказались никудышными управленцами.

Че Гевара, занимавший многочисленные посты, в том числе и должность министра финансов, искурил сотни сигар, ломая голову над вопросом: что делать с экономикой? Думал, да так и не придумал. Ничего, кроме военных переворотов, делать Эрнесто не умел. Свой опыт он решил использовать в джунглях Боливии, где и погиб, преданный местными крестьянами. Экспорт революции не удался.

Сегодня на Кубе продукты и одежда выдаются по карточкам. По улицам Гаваны ездят ржавые советские «Жигули». Кто виноват? Конечно, проклятые империалисты! «Победа или смерть, мы победим!» - кричит на митингах команданте Фидель. Хотя умирать он не собирается. Напротив, Кастро заявил, что хочет прожить лет этак двести. Однако и победы на горизонте пока не видится.

Говорить Фидель большой мастак. Жозе Антонио, личный телохранитель бывшего президента Анголы Аугустиньо Нетте, когда-то рассказывал мне, что на митинге в Луанде Фидель держал в напряжении 100-тысячную толпу девять часов! Народ просто писался от восторга (туалетов на площади не было).
Фидель прибыл тогда в Анголу тайно. Вместе с ним приехало несколько сотен солдат. Как рассказал Жозе, воевали кубинцы храбро, но безрассудно: шли в атаку в полный рост и палили из автоматов «от живота».

Группировку УНИТА, которая воевала против правительства, поддерживали «серые гуси» - белые наемники из ЮАР. «Гуси» - вояки опытные, и кубинцев на ангольской земле положили немало.

В молодости я мечтал увидеть Фиделя. В то время я был убежденным коммунистом, а Фидель для меня - живой легендой. Я пил лучший в мире ром – «Гавана клуб». И гордился, что Магнитогорская швейная фабрика помогает кубинской революции, поставляя на Остров Свободы туристические ботинки с огромными протекторами. А в детстве мы пили чай с тростниковым сахаром - желтым, несладким - и, таким образом, тоже помогали экономике Кубы.

Экономика так и не поднялась. Весь революционный пыл ушел в говорильню. Нищий народ, правда, не прекращал пить, любить и веселиться. Однако, 80-летие Фиделя, которое кубинцы намеревались с помпой отметить 13 августа, пришлось теперь отложить до декабря.

Фидель передал свои полномочия брату Раулю, который по слухам еще больший ортодокс, чем его старший брат. Но это явление временное. Уже появилась информация, что состояние здоровья команданте улучшилось. В любом случае, даже если Фидель встанет на ноги, на политической арене он уже будет не тот игрок, что прежде. Когда же Куба станет реальным Островом Свободы?