|  Архив |  | 
5 декабря 2024, Автор: Матвей Зайковский

Челябинский эксперт объяснил, зачем преобразовывать муниципальные районы в округа

По словам Павла Орлова, сюжет не является чем-то новым.

На Южном Урале продолжается процесс реорганизации муниципальных районов в муниципальные округа. В настоящее время, в области насчитывается уже четыре округа, ещё четыре территории (Ашинский, Еманжелинский, Кусинский и Увельский районы) объявили о планах провести преобразование в ближайшее время.

Корреспондент Полит74 поговорил с Павлом Орловым, доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала Президентской академии и узнал у него, для чего проводится подобная реорганизация.

С чего все началось

Когда вообще начался процесс реорганизации муниципальных районов в муниципальные округа и с чем это связано?

photo_2024-12-05_07-29-35.jpg

Павел Орлов, специально для Полит74.Фото с официального сайта челябинского филиала президентской академии.

— Если рассматривать ситуацию в русле тех усилий, которые в последнее десятилетие предпринимаются федеральным центром и субъектами по перезагрузке всей институциональной архитектуры местного самоуправления в стране, то данный сюжет чем-то уж совершенно новым не выглядит.

Этот вид муниципального образования – муниципальный округ – появился в 131-м федеральном законе порядка пяти лет назад – в мае 2019 года.

Тогда же округа и стали оформляться буквально, причем, судя по данным Росстата, таковые изменения поначалу отнюдь не форсировались. В 2020 году, когда во всей Российской Федерации было – ни много ни мало – более 20 тыс. муниципальных образований, муниципальных округов среди них насчитывалось 33, через год их стало 119, по прошлому 2023 году цифра достигла 311.

Сегодня же, я полагаю, вопрос о наращивании регионами темпов «сплошного обзаведения» муниципальными округами напрямую увязан и с финишем так называемого «переходного периода» (временной границей которого было назначено 1 января 2025 года), и с грядущим долгожданным принятием Государственной Думой законопроекта коллег Андрея Клишаса и Павла Крашенинникова «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».

Так или иначе, Челябинская область в этом «зачете» уже никак не в лидерах – Курганская область, например, и Пермский край, по теме округов уже полностью «закрылись» (в Кургане ещё с позапрошлого года не 418 муниципальных образований, а 26, в том числе 24 муниципальных округа; Пермь год назад вместо 331 муниципалитета сделала 43, из которых муниципальных округов получилось 21).

Для чего нужна трансформация

А в чём принципиальное отличие округа от района? Зачем одно нужно преобразовывать в другое?

— Номинальные отличия есть в пока что действующем 131-м федеральном законе. Где теперь уже бывшая, «матрёшечная» конструкция поселение-район – что бы про неё не говорили – прописана вполне себе сбалансированной, поскольку наиболее ресурсоёмкие поселенческие вопросы местного значения в ней всегда были «зашиты» вместе с вопросами района, отвечавшего ещё и за выравнивание бюджетной обеспеченности «своих» поселений.

В той двухуровневой схеме конкретно сельские поселения «вели» порядка 15 вопросов местного значения, городские – 50, а на районах числилось до 46 вопросов.

По новой же формуле муниципальным округам «достаётся» столь же внушительное количество вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, как и округам городским – 55, но ровно при тех же самых местных налогах и сборах из 15-й статьи Налогового кодекса.

Так что преобразовывать «одно в другое» понадобилось, очевидно, затем, что впредь, чьи бюджетные средства, тот вопрос местного значения и решает.

Тем более, что истекает и вышеупомянутый переходный период в отношении 131-го закона.

То есть, если круг полномочий остаётся примерно тем же, то ожидать оптимизации состава управленческого персонала, не стоит?

— Как раз оптимизация местных властных вертикалей зачастую и заносится в актив данной реформе.

В марте этого года губернатор соседней области Вадим Шумков, к примеру, докладывая президенту о результатах преобразований у себя в Зауралье, объявил о сокращении 6,5 тыс. штатных ставок и ликвидации 730 бюджетных юридических лиц, давших его области полуторамиллиардную бюджетную экономию. Наверное, это серьёзные цифры.

Оптимизация местных властных вертикалей зачастую и заносится в актив данной реформе
Однако в тираж они вряд ли выйдут – как и сказано в 87-м законе, в структурах администраций муниципальных округов вновь начнется устройство «территориальных органов», ответственных за осуществление части местных функций по принадлежности.

А вот именно представительная власть (где 9 из 10 депутатов работали вообще-то на неосвобождённой основе) с поселенческого уровня точно будет списываться полностью – кое-где, может, сразу напоследок проголосованного выражения согласия граждан соответствующих поселений и муниципального района о наделении получившегося их волей» муниципального образования статусом муниципального округа.

Север и Юг

Если обращаться к самой логике преобразований, то почему администрации именно Ашинского, Еманжелинского, Кусинского и Увельского районах вышли к областным властям с просьбой о реорганизации?

— Не исключаю, что эти муниципалитеты попросту выполняют план-график, утверждённый на высшем для них областном уровне.

Помнится, до самых недавних пор наша область была «поделена» между двумя заместителями губернатора на «Север» и «Юг».

Выходит, что к сегодняшнему дню по два муниципальных округа оформились и в верхней (Нязепетровский, Саткинский), и в нижней части (Коркинский, Пластовский) областной карты, причём по трём из них решение ЗСО проводилось в один день 1 апреля текущего года.

Соответственно, следующими подготовившимися к перемене статусов парами заявились названные вами районы. То есть, как видно, и для этих территорий в рабочем порядке пришло своё время.

Полит74.Ру
Rambler's Top100
© 2006-2009 «Полит74»
E-mail: info@polit74.ru