13 ноября 2023, Автор: Матвей Зайковский
Политолог Зорин назвал характерные черты управленческого стиля главы Южного УралаВ нынешнем году Челябинская область вступит в так называемый «большой электоральный цикл», что от него ожидать и как он пройдет, поделился мнением челябинский политолог.
Социолог Сергей Зырянов объяснил, как отличить достоверные соцопросы от недостоверных Читать далее
Определимся с терминами— Хоть это и спорный термин, но Алексея Текслера принято относить к так называемым «молодым технократам». Какой стиль администрирования сложился у глав регионов этой генерации политических лидеров?
Василий Зорин специально для Полит74 рассуждает о характерных чертах управленческого стиля Алексея Текслера.Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Действительно, речь шла о том, чтобы предпринять ряд мер по усилению страты региональных руководителей в системе российской политической элиты. С 2016 года эти процессы начались и, в общем, сейчас мы можем сказать, что в России не осталось регионов, которые бы этим процессом не были охвачены. Поэтому говорить о некоторой генерации или группе представителей политической элиты, на мой взгляд, достаточно верно и логично. Это целый ряд политиков, глав регионов, которые объединены генетически. В каком-то смысле, все они вышли «из одной шинели». Называть их технократами или нет, как мне думается, вопрос не сущностный. Как и все термины, данный — неидеален. В нём имеется зерно смысла, но, как и любое обобщение, он несколько груб, чтобы полностью отразить реальность. Не только технократизм объединяет этих политиков. Я бы даже отметил, что технократизм не главное. Потому что среди характерных черт этой страты политических лидеров выделяется более активная реализация концепции новой искренности. Её суть можно передать так: руководитель, в нашем случае губернатор, должен быть жёстким с чиновниками и мягким с гражданами. То есть критиковать нерадивых чиновников и в то же время, например, пить чай с бабушками или ходить на детские праздники. Обязательно демонстрировать свою личную жизнь. В образ классического технократа, который нацелен на минимизацию действий и максимизацию эффекта, такие вещи как раз-таки не вписываются. Технократизм здесь — это, скорее, ориентация на эффективность работы региональной системы. Сама идея обновления региональных управленческих кадров была вызвана тем, что, с точки зрения центра во многих субъектах сложилась местечковая, неуправляемая система, в которой один человек или целый клан, долго находясь у власти ограничивали развитие региона, воспринимая его только как источник ренты. Для того, чтобы положить конец такому подходу и была придумана концепция, по которой в регионы должны прийти другие люди, не связанные с местными структурами. Которые могут не на словах, а на деле быть равноудалены от них. Про Алексея Леонидовича в этом контексте можно сказать, что он типичный представитель этой генерации политиков. Что он воплощает в себе лучшие черты этого поколения губернаторов. Это отмечают и авторы различных федеральных рейтингов глав регионов. Вместе с тем Алексей Текслер активно развивает свой лидерский потенциал и иногда делает такие шаги, которые даже для представителей этой технократической модели не всегда очевидны или приемлемы. Власть с человеческим лицом— А какие можно выделить особые «фишки», которые отличают стиль Текслера даже от других представителей этой генерации политиков?
Формирование яркого публичного образа первой леди региона — шаг, выгоды которого очевидны. Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Если ещё говорить о каких-то специфических чертах, то я бы сказал о его приёме неожиданных разворотов, неожиданных и резких сменах публичных планов, которые держат в тонусе местные элиты. Как правило всё выглядит не как заранее подготовленный ход. Вспомним недавнюю поездку в горнозаводскую зону. Я думаю, что, если бы руководство Катав-Ивановского района знало, какой разговор их ждёт, то они бы подготовились и не выглядели бы так бледно. Этот стиль, когда главе региона нельзя замылить глаза, конечно, держит в боевом тонусе местные элиты и региональных чиновников. Ещё одна отличительная черта — постоянный поиск прорывных, может быть, даже рискованных проектов для региона. Складывается впечатление, что Алексей Текслер видит свою миссию не просто в поддержании вверенного ему субъекта в хорошем состоянии, а в создании своего наследия. Сделать что-то такое, что потом южноуральцы будут вспоминать в ассоциации с ним и испытывать благодарность. Но в этой истории есть и оборотная сторона, так как нужно искать ресурсы, кредитоваться. То есть делать шаги, которые с точки зрения консервативного финансиста являются рискованными. И Текслер на эти риски идёт, а мы раз за разом видим, как в Челябинской области реализуются какие-то большие объекты. И, конечно же, ждём, что в скором времени пройдёт целый парад представления таких проектов. Думаю, что процесс активизируется при приближении выборов. Важно так же, что такие объекты реализуются не только в Челябинске, но и в других городах области. — А это внимание не только к областному центру и большим агломерациям, но и к другим территориям можно тоже назвать отличительной чертой губернатора?
— Да, насколько я понимаю эта концепция большой инспекции возникла ещё в 2019 году. Действительно, глава региона регулярно выезжает в муниципалитеты. При этом он чётко понимает, зачем едет. Чтобы подтолкнуть решение тех проблем, с которыми не справляются местные управленцы и, второе, пообщаться с людьми. Здесь нужно отметить, что каждая его поездка сопровождается диалогом не только с чиновниками, но и с гражданами. В этом контексте его достаточно трудно держать в неведении.
И, завершая, нужно отметить черту, которая, наверное, является общей для той генерации политиков. Это способность прекрасно коммуницировать с федеральным центром. Если говорить просто, то находить в Москве деньги на реализацию крупных проектов. Отметим, что последний год или два Текслер активно работает в Госсовете, в комиссии по экономике. И я уже не раз слышал такую концепцию, что Алексей Текслер становится голосом российских регионов. То есть он не просто смотрит на проблемы Челябинской области и ищет пути их решения, а говорит и от лица других субъектов. Конечно, каких-то объективных данных у нас нет. Но складывается впечатление, что в кругу губернаторов этой школы, он — один из лидеров, кому доверяют решение общих вопросов. Доверяют право говорить от лица этой плеяды политиков. О восприятии— И как этот стиль администрирования воспринимается жителями Челябинской области?
Южноуральцы в целом позитивно воспринимают управленческий стиль Алексея Текслера. Фото Олега Каргаполова («Вечерний Челябинск»)
Обратил бы внимание на два момента, связанные с ним. Один можно считать позитивным, а другой достаточно тревожным. Позитивный заключается в том, что положительные оценки в образе Текслера явно преобладают. Мы действительно можем сказать, что в его образе нет явных негативных аспектов. Люди положительно воспринимают как личность главы региона, так и его деятельность. Но, как мне кажется, анализируя его образ, мы можем заметить, что у людей есть запрос на систематизацию деятельности Алексея Текслера в логике достижений: конкретных и ощутимых. Думаю, что ответ на этот запрос станет одной из основных содержательных линий предстоящей избирательной кампании. Для Текслера было бы выгодно сформулировать условный топ-5 своих достижений, которые напрямую привели к росту благополучия южноуральцев. Я не говорю, что таких дел нет. Просто у граждан, судя по нашим данным, есть некий барьер, чтобы этот перечень как-то чётко представить и держать в голове в оформленном виде.
Ещё один тревожный момент. При том, что все остальные параметры лидерства находятся на высоком уровне, параметр силы на фоне привлекательности и активности выражен менее явно. То есть на уровне ассоциаций и рациональных оценок мы видим, что этот параметр можно было бы подтянуть. Параметр силы важен для российской политической культуры. Можно сказать, что наши сограждане иногда выражают симпатии сильному политику, несмотря на то, что к нему существуют серьёзные претензии. Массовому сознанию по всей видимости не хватает каких-то подвигов, чтобы сказать: «Никто не смог, а он смог». Какого-то монументального действия, события.
Запрос на силу сейчас продиктован мировыми, геополитическими событиями
Но опять же, мы говорим здесь не о каких-то реальных вещах, а о восприятии. О том, как это всё отражается в глазах людей. При этом потенциал для усиления параметра безусловно есть и ситуация, как мне кажется, складывается благоприятно. Запрос на силу сейчас продиктован мировыми, геополитическими событиями. Сила и запрос на силу — это то, что преобладает в массовом сознании. Это то, чего мы ждём от всех наших лидеров: и президента, и губернатора. Потому что нам нужно побеждать, справляться с возникшими проблемами, выходить из всех конфликтов и противоречий только сильнее, лучше. С новыми идеями и новыми смыслами.
|