17 мая 2006, : Автор: Ирина БЕРЕЖНАЯ

Семья в масштабе государства

Хорошие показатели экономического роста России, резервы стабфонда и Центробанка в последнее время создали иллюзию благополучия государства. Об уровне жизни среднего россиянина, увлекшись разговорами о реализации нацпроектов (но никак не самой реализацией), в верхах вспоминать почти перестали. Послание Президента России Федеральному Собранию 10 мая произвело эффект разорвавшейся бомбы. Едва Владимир Путин поблагодарил за внимание к посланию, как сотни людей в Интернет-форумах принялись обсуждать, быть или не быть буму рождаемости через девять месяцев и что такое 250 тысяч за второго ребенка – реальные деньги или очередной сертификат.

Премьер Фрадков подсчитал, в какую копеечку станет финансирование предложений главы государства; политологи принялись сравнивать президента с монархом и пророчить возрождение государства Российского. Даже левая оппозиция поставила президенту «отлично». И было за что. Рост демографии, положение женщины в семье и финансовый достаток, увеличение жилья в собственности и его доступность – темы действительно животрепещущие. Дело за малым: удачно спроецировать предложения президента на местах.

Что придумал президент

Диктатура закона и выстраивание вертикали власти в первом послании Владимира Путина 2000 года, задача-2003 – удвоение ВВП, нацпроекты 2004-го, формирование современной партийной системы, развитие демократии и гражданского общества в 2005 году. От философских вопросов государственности – к глобальности института семьи. Вполне предсказуемая тема главной президентской речи развернулась неожиданной детализированностью на целое десятилетие. «Сбережение народа» Путин предложил сделать лейтмотивом бюджета-2007. И посулил парламентариям народную благодарность за это. Думается, пророчески, ведь идеи, высказанные президентом, более чем непосредственно коснутся каждого гражданина России. Особенно – самых маленьких россиян, появление которых на свет решено стимулировать самым серьезным образом.

Увеличение размера пособий по уходу за первым ребенком до 1500 рублей, за вторым – до 3000, 40-процентная дотация от прежней заработной платы будущим мамам, ушедшим в декрет, компенсация за дошкольное образование (20,50 и 70 процентов для первого, второго и третьего ребенка соответственно), комплекс выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье – предлагаемые меры всколыхнули общественность и политическую элиту. В восторг от послания пришли даже лидеры оппозиции. К примеру, лидер КПРФ Геннадий Зюганов в интервью федеральному телеканалу выразил безоговорочное согласие с президентом и напомнил, что именно коммунисты предложили увеличить пособия до полутора тысяч рублей, а «левый» Владимир Жириновский поставил Путину «однозначную» пятерку с плюсом.

Учитывая программы поддержки рождаемости, действующие практически во всех регионах, и выплаты плюс к федеральным (к примеру, в Челябинской области за первенца женщина получает 2 тысячи рублей из областного бюджета, за второго ребенка – 3 тысячи, за третьего – 4 тысячи рублей и так далее), вероятно, у женщин будет больше стимула рожать.

Однако решающим фактором, пожалуй, будет являться многотысячный президентский бонус за рождение второго ребенка. Так называемый материнский капитал – 250 тысяч рублей – женщина сможет потратить на жилье, образование для ребенка или положить в накопительную часть собственной пенсии. К слову, кое-кто из депутатов тут же подсчитал, что в последнем случае пенсия увеличится на одну тысячу рублей.

Интересно, что незадолго перед выступлением президента в Федеральном Собрании, тема стимулирования рождаемости обсуждалась в «Российской газете». На ее страницах мэр Челябинска Михаил Юревич сформулировал конечную цель национальных проектов, приведя пример разговора с куратором национальных проектов, первым заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Медведевым.

«Владимир Путин спросил Медведева: как в конечном счете выполнение программы национальных проектов отразится на демографической ситуации в стране? И отразится ли в лучшую сторону? Вот истинная причина и действительно государственная цель и задача одновременно! Вот ради чего, собственно, и должны быть сконцентрированы усилия властей всех уровней». Красной нитью в рассуждениях мэра стала мысль о неспособности семей, прежде всего молодых, обеспечить себя и своих детей достойными условиями проживания. А почему? А потому, что системы настоящих государственных гарантий для родителей, решившихся продолжить род, нет. А без них тяжеловато.

- Существующие законы эту проблему не только не решают, но и - не побоюсь утверждать - усугубляют ее, - считает Михаил Юревич. - В советское время существовали, пусть не без изъянов, но понятные всем демографические правила - "стимуляторы". Молодые специалисты нередко обеспечивались жильем в течение 1-2 лет. Семья, имевшая двух разнополых детей, имела гарантированное право на улучшение жилищных условий. Согласен, что зачастую эти нормы носили декларативный характер. Но ведь они были и работали! Это была государственная политика.

Предложения по стабилизации демографической ситуации, высказанные на страницах «РГ», оказались очень близки к тем, что предложил Владимир Путин. Например, принятие пакета федеральных законов, которые устанавливали бы предельно конкретные нормы. Скажем, начиная с третьего ребенка, предоставлять семье жилье в социальный наем из расчета по 15-18 квадратных метров на каждого ребенка, но не менее 70 квадратных метров (семья с тремя детьми) и при рождении каждого следующего ребенка также улучшать жилищные условия из расчета 15-18 квадратных метров. Начиная с рождения третьего ребенка, семья должна быть обеспечена субсидией на оплату коммунальных услуг, а также государственным пособием из расчета 1,5 - 3 тысячи рублей на каждого ребенка в семье.

И тогда было бы можно вспомнить и о фундаментальном принципе российской монархии - «Два ребенка - для семьи, третий и последующие - для страны».

Меры по стабилизации демографической ситуации, предложенные президентом, стали фактически пятым национальным проектом.  Федеральные и региональные политики новую программу приняли с большим энтузиазмом. И, согласно логике, проекция их на местах должна пройти более-менее гладко. Ведь не зря о стабилизации демографии и реальном повышении уровня жизни населения власти задумываются на муниципальном уровне, но в государственном масштабе.…А чисто с обывательской точки зрения радует, что именно человеческий ресурс отныне хотят поставить на первое место.

«Муниципалка» – это вам не коммуналка

Нужно правильно формировать приоритеты, и тогда заодно с повышением благосостояния граждан поползет вверх и столбик экономического развития страны. Чем не завет? Приоритет, обобщая слова президента, у всех у нас сейчас один. И это не нефть, не газ, не золото, а дети. Для них и нацпроекты, и укрепление оборонки, и целенаправленное формирование среднего класса путем укрепления права собственности. Последний тезис – в яблочко, ведь собственность – не только основное требование для причисления человека к среднему классу (который, как известно, фундамент и оплот экономики государства), но и прямой посыл к тому, чтобы семья задумалась о детях.

Не секрет, что для многих молодых семей сдерживающим фактором выступает отсутствие собственного жилья, материальная зависимость.

И никакая иная собственность кроме жилья в настоящий момент не интересует процентов 60 россиян: учителей, врачей и высококвалифицированных рабочих, которые составляют средний класс на Западе. У нас же эти люди, плюс работники бюджетной сферы, матери-одиночки, инвалиды находятся за чертой бедности. И реальных инструментов получения жилья на данный момент у них нет.

Возможно, через несколько лет эти люди смогут позволить себе ипотеку, учитывая прогнозы о снижении ставки кредитования. Однако сейчас, даже если глава семейства имеет возможность платить ипотечный кредит и содержать жену с ребенком, до того времени, пока расчет с банком не будет полным, о втором ребенке семья вряд ли задумается. А спасти демографическое положение, по мнению президента, могут только два ребенка в семье. А лучше – три.

В этой связи кто-то воскликнет: «Но теперь у женщин есть целых 250 тысяч, которые они смогут вложить в квартиру!» Есть. Могут. Однако только тогда, когда у них появится на свет второй ребенок. И всевозможных «если» в этой ситуации возникает немало. Скажем, цены на жилье, которые и так растут не по дням, а по часам, а при увеличении покупательской способности населения за счет президентского бонуса могут вообще взлететь до необозримых высот. Другая ситуация – небольшой доход семьи и отсутствие возможности взять ипотечный кредит в принципе. Перечислять можно бесконечно, только стоит ли? Гораздо уместнее, на наш взгляд, будет привести возможные выходы из всех этих положений. И тут опять мессией видится государство. Необходимость развития принципа муниципального жилья Владимир Путин отмечал не единожды. Повторил и в своем послании. Примечательно, что и эту тему уже обсудили в марте в «Российской газете». На вопрос редакции РГ, почему реализация нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» идет низкими темпами, мэр Челябинска Михаил Юревич ответил, обозначив проблемы в долевом строительстве и аукционах на землю для застройки. В общегосударственном масштабе обсудили и тему муниципального жилья. Мысль, высказанная главой города-миллионника, предвосхитила и даже в чем-то дополнила мысль президента: «Единственная возможность обеспечения граждан доступным жильем и - что также чрезвычайно важно - расселения жителей из ветхоаварийного жилья, погорельцев - самим муниципалитетам браться за строительство муниципального жилья. И реализовывать его по себестоимости через механизм ипотечного кредитования по методике (принципиально важное условие!), разработанной местным органом представительной власти».

Заказчиком здесь будет выступать город, что уже само по себе гарантия строителям, которые в последнее время усиленно рефлексируют по поводу гарантий и тенденций в сторону огосударствления строительной отрасли. В Челябинске, кстати, по инициативе мэра Юревича уже разработан пакет документов, согласно которым город приступает в ближайшем будущем к строительству муниципального жилья и выступает его заказчиком.

Челябинская городская Дума уже сейчас работает над проектами местных законодательных актов, в соответствии с которыми будет производиться распределение жилья среди жителей города. В ближайший год планируется построить от 50 до 70 тысяч квадратных метров такого жилья. Что может быть удобнее для семей с небольшим доходом и граждан-льготников (у которых с принятием нового Градостроительного кодекса отняли возможность приобретения жилья и земли для строительства бесплатно), чем оформление ипотеки именно на муниципальное жилье, к тому же ипотеки, специально разработанной на этот случай?

Возникает вопрос: где муниципалитетам брать деньги на заказ строительства? Вот тут-то и могут пригодиться инвестиции, которые президент собрался передать на места, туда, где реально надо укреплять местную власть и поднимать качество жизни граждан.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск