12 декабря 2007, 15:48 Автор: Елена Иванова

Достучаться до небес

Вот уже на протяжении многих лет отношения глав муниципалитетов с федеральной властью напоминают разговоры немого с глухим. Главы городов барахтаются в море собственных проблем, а федералам, мыслящим глобальными категориями, не до вопроса: есть ли жизнь за МКАДом?

Надежда на осуществление главной мечты мэров всех российских городов – быть услышанными - забрезжила после того, как президент распорядился создать при институтах государственной власти муниципальные советы. Теперь дело за главами городов, от расторопности которых зависит судьба волнующих глубинку вопросов.

Проблема построения взаимоотношений между муниципальными и государственными властями обсуждалась еще на встрече главы города Михаила Юревича с членом Общественной палаты России Вячеславом Глазычевым. Именно тогда впервые публично прозвучала мысль о том, что ведущую роль в наведении мостов с федеральным центром должны сыграть муниципалитеты. «Только укрепление муниципальной власти и объединение усилий в борьбе за свои интересы вкупе с выработкой единой стратегии развития соседних регионов могут реально повысить качество жизни людей», - заявил Вячеслав Глазычев.

Эта же тема стала главной и на состоявшемся во вторник в Екатеринбурге собрании Ассоциации муниципальных образований «Города Урала». Президент Ассоциации Михаил Юревич выступил с докладом, в котором отметил, что объединение уральских городов – одно из самых сильных в России, и призвал коллег выработать пакет реальных предложений по изменению законодательно-правовой базы и передать его на рассмотрение в Госдуму и Правительство РФ. «Сегодня есть реальные основания полагать, что мы будем услышаны», - заявил он.

Как обеспечить комфортную жизнь?

Спектр наболевших вопросов - общий для всех муниципалитетов и касается множества правовых документов. Это и 131-ый Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления», который при всех своих положительных моментах, имеет, по мнению муниципальных властей, ряд серьезных недостатков. Это и Налоговый кодекс, лишающий крупные города заработанных денег, и Жилищный кодекс, посадивший в лужу как граждан, так и местные власти. Изменений требуют Земельный и Гражданский кодексы.

Одна из главных проблем городов – дефицит финансовых средств. Дисбаланс между доходами и расходными обязательствами, которые легли на плечи местных властей с реализацией 131-го закона, реально мешает развитию городов. По мнению Михаила Юревича, это следствие отсутствия на федеральном уровне методики учета текущих и капитальных расходов муниципалитетов.

«Мы должны инициировать возможность внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, предусматривающие увеличение доли налоговых отчислений с прибылей предприятий в местные бюджеты, - прокомментировал председатель Ассоциации Михаил Юревич. - От результатов работы предприятий зависит наполняемость вышестоящих бюджетов, но города, на территории которых эти предприятия осуществляют свою деятельность, не получают ни копейки. Считаю, что это несправедливо прежде всего по отношению к людям, которые на них работают, и, живя в городе, не чувствуют результатов своего труда. Потому что в городском бюджете нет средств на достойное благоустройство дворов и ремонт домов, хотя обязанность эта целиком лежит на городской власти».

Справедливым, по мнению глав городов, должно быть увеличение доли налога на доходы физических лиц в муниципальных бюджетах до 40 процентов и транспортного налога – до 50 процентов. «Большую часть времени автомобили, независимо от места регистрации, ездят по городским и областным дорогам, - объяснил Михаил Юревич. - При этом вся сумма транспортного налога прямиком уходит в федеральный бюджет. Ремонтировать же дороги – опять-таки прямая обязанность муниципалитетов».

Серьезной доработки требует законодательство в части взимания налога на имущество физически лиц. Речь в частности идет о включении в состав налогообложения объектов незавершенного строительства и закрепление за гражданами обязанности регистрации прав собственности на них и ответственности в случае нарушения. Пока же большое количество особняков состоятельных граждан нигде не числятся, а их хозяева не платят налоги.

Огромным препятствием в осуществлении хозяйственной деятельности муниципалитетов является также отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей методику кадастровой оценки и межевания земельных участков. И это лишь самая малая часть тех городских проблем, которые требуют незамедлительного решения.

Как отметил глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, отстутствие муниципального лобби в Госдуме привело к тому, что решение целого ряда важнейших для хозяйственной жизни города вопросов оказались в правовом вакууме.

«Взять хотя бы организацию платных стоянок для автотранспорта: на сегодня нет никаких нормативно-правовых актов, которые бы регулировали эту деятельность, - пояснил он. - Мы не можем эвакуировать автомобиль, хозяин которого бросил его на обочине, создав километровую пробку, потому что по Гражданскому кодексу – это квалифицируется как нарушение прав человека. А то, что десятки тысяч других людей вынуждены из-за этого балбеса терять время в пробке, законодателей не волнует. Есть правила движения, которые нуждаются в серьезной корректировке. В частности, давно следует запретить автомобилям ездить по трамвайным путям. Ведь на деле приоритет общественного транспорта на дороге нигде и никем не соблюдается. Возможно, эти примеры кому-то покажутся мелочью, но из этих мелочей и складывается наша повседневная жизнь».

Нужна ли государству дееспособная местная власть?

131-ый федеральный закон, казалось бы, дал муниципалитетам карты в руки. Четко разграничил их полномочия и функции, обеспечив большую независимости от субъектов федерации и усилив роль и участие местного населения в организации жизни муниципалитета. «Но приблизив власть к народу, не достигли другой важной цели – обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципального образования, - считает директор института муниципального развития, д.ю.н., профессор Игорь Выдрин. - Приведу цифру из доклада Совета Федерации, в котором сказано, что 95 процентов муниципалитетов страны являются дотационными. К слову, это был недостаток муниципальной реформы еще 90-х годов, теперь эту ошибку мы повторяем уже в новом тысячелетии».

Трактовка нового закона приводит порой к абсурдным ситуациям. К примеру, позволяет группе из 100 человек организовать поселение и получить статус муниципального образования. В то время как по подсчетам экономистов, лишь муниципалитеты с населением свыше 30 тысяч жителей могут покрывать налоговыми сборами собственные расходы. Такая реформа в итоге привела к тому, что власти большинства муниципалитетов страны оказались недееспособными. 70 процентов бюджета в таких муниципалитетах – расходы на содержание самой власти. О каком развитии может идти речь, если на решение местных вопросов практически не остается средств?

По мнению Игоря Выдрина, недостатки 131-го закона не были случайными, а, возможно, даже планировались.

«Бесконечное внесение поправок в пункты закона, касающиеся по-преимуществу вопросов местного значения, сильно мешает работе муниципалитетов, - пояснил он. - А когда местные власти по уши в проблемах – им не до большой политики. Хотя вероятнее все-таки другая версия - у государства просто-напросто отсутствует представление о том, чем вообще должна заниматься местная власть. Но я уверен, что со временем минусы все-таки будут устранены. И решающую роль в этом должны сыграть сами руководители муниципалитетов».


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск