27 ноября 2007, 16:15 Автор: Елена ИВАНОВА

Авто с возвратом

12 декабря 2007 года вступают в силу поправки в «Закон о защите прав потребителей», позволяющие клиентам возвращать продавцам автомобили с мелкими дефектами. Автодилеры уже назвали поправки драконовскими и заявили, что понесут убытки.

Если раньше вернуть некачественный автомобиль продавцу было практически невозможно, то теперь ситуация изменится с точностью до наоборот. Автодилеры уже назвали поправки драконовскими и заявили, что понесут убытки от возвратов некачественных авто. Эксперты же рынка уверены, что нововведения приведут к росту цен на новые автомобили и сокращению гарантийных сроков ремонта.

Вступающие в силу 12 декабря 2007 года поправки в «Закон о защите прав потребителей» действительно существенно расширяют права покупателей. Так, изменения в 18-й статье закона теперь дают право клиентам в случае обнаружения в гарантийный срок какого-либо недостатка в «технически сложном товаре» (к коим относятся в том числе автомобили) вернуть его продавцу или потребовать замены на новый в течение 15 дней. Ранее возвратить такой товар можно было лишь при обнаружении «существенного» недостатка. Но на практике доказать «существенность» дефекта было практически невозможно, и покупатель, как правило, оставался при своем.

Приведем пример из жизни. Три года назад житель Челябинска Николай Петрович стал счастливым обладателем автомобиля Киа Спектра, купленного в одном из известных автосалонов города. Но через месяц случайно выяснилось, что его новенькое авто оказалось уже битым: дефект заметил слесарь из автосервиса, переобувавший автомобиль в зимнюю резину. Экспертиза подтвердила, что на автомобиле действительно было заменено правое крыло. И даже удалось выяснить, что машину повредили в автосалоне: в нее въехала другая новая машина, которую также успели продать. Но доказать вину автосалона в суде Николаю Петровичу так и не удалось.

От подобных ситуаций никто не застрахован. Как не застрахован и от покупки некачественного автомобиля. Особенно это касается отечественных агрегатов, некоторые из них не могут пройти техосмотр, только что сошедши с производственного конвейера.

"У моей новой «семерки» в тот день, когда я забирал ее из автосалона, не закрывалась правая передняя дверка, - говорит водитель с 30-летним стажем Станислав Владимирович. - Но я даже не успел расстроиться, работники автосалона буквально в течение 15 минут устранили неполадку, и дверка стала нормально закрываться. Конечно, если этот дефект снова вылезет, я, наверное, воспользуюсь правом вернуть автомобиль».

«На самом деле, качество отечественных автомобилей на 85 процентов зависит от предпродажной подготовки, которую осуществляет продавец, и лишь на 15 процентов от производителя», - прокомментировал ситуацию заместитель управляющего директора «Челябинск-Лада» Егор Курбатов.

Качество сервисного обслуживания в автосалонах сегодня стоит на первом месте, являясь главным конкурентным преимуществом любого продавца на автомобильном рынке. И объективно поправки в Закон о защите прав потребителей, фактически ужесточающие требования к качеству автомобилей, должны лишь стать дополнительным гарантом покупателям, что приобретаемое авто не сломается на пути к дому. Однако все автодилеры приняли законодательные изменения в штыки.

«Ничего хорошего от введения поправок мы не ждем, - говорит руководитель техцентра автоцентра «Элекс-Полюс» Александр Турбин. - Дело в том, что большинство автодилеров – добросовестные продавцы, которые в случае возникновения каких-либо неполадок в проданном автомобиле, устраняют их в сжатые сроки. И 95 процентов покупателей – адекватные клиенты, которые относятся к этой процедуре вполне спокойно. Но есть 5 процентов так называемых покупателей-экстремистов, которые раздувают из мухи слона, придираясь к каждой мелочи. Вот им-то новый закон и развяжет руки».

Теоретически теперь покупатель сможет вернуть автомобиль, если недели через две после эксплуатации ему вдруг не понравится скрип в сидении. И по закону, продавец будет обязан возместить полную стоимость автомобиля или заменить его на новый. Но при этом продать возвращенную машину будет уже гораздо тяжелее потому, что де юре она будет считаться «бывшей в употреблении» и потеряет в цене минимум 15 процентов.

«Лично меня поправки в закон шокировали, - признался исполнительный директор Ассоциации автодилеров Челябинской области Александр Рулевский. - Ассоциация автодилеров неоднократно подавала предложения в Госдуму с просьбой пересмотреть некоторые статьи Закона о защите прав потребителей, поскольку даже в прежней редакции, закон был просто драконовский по отношению к продавцам. Но то, что вводится сегодня, не поддается никаким объяснениям. Это поворот на 180 градусов в противоположнную сторону от того, что мы ждали».

«Популистскими и недоработанными» новые поправки в закон назвал и представитель ООО «Восток-Лада» Дмитрий Черков. По его мнению, если закон будет работать, он принесет автодилерам большие убытки.

Впрочем, большинство опрошенных «Полит74» челябинских автолюбителей, сомневаются в том, что новые поправки будут реально действовать.

«Наши продавцы обязательно что-нибудь придумают,чтобы кардинально ничего не изменилось, - считает 27-летняя Анна, водитель автомобиля «Хонда». - Иначе им будет просто невыгодно торговать автомобилями, в первую очередь, отечественными, конечно. В иномарках тоже встречаются дефекты, но значительно реже. Думаю дилеры будут более внимательно отслеживать качество поступающих машин с заводов. Возможно, это отразится на стоимости автомобилей. Хотя я не понимаю, почему идя в автосалон за новым автомобилем я должна спокойно реагировать на то, что мое долгожданное авто вдруг оказалось с браком».

По мнению экспертов рынка, несмотря на негодование со стороны автодилеров, скорее всего, серьезно от нововведений они все-таки не пострадают. Затраты по возвратам автомобилей, если таковые будут, переложат на стоимость новых авто. А заводы-производители сократят гарантийные сроки.

Настоящую головную боль ждут только в Роспотребнадзоре. По словам заместителя начальника отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Челябинской области Ларисы Карелиной, правозащитники готовятся к шквалу обращений граждан. «С начала года к нам обратились всего 13 жителей Челябинской области с претензиями к качеству автомобилей и их обслуживанию, - сообщила Лариса Ивановна. - Все претензии были удовлетворены автосалонами в досудебном порядке. Но с вступлением в силу поправок, думаю, конфликтных ситуаций между клиентами и автодилерами станет в разы больше. Покупатели не захотят ждать ремонтов и будут требовать возврата денег, а продавцы начнут усиленно сопротивляться».

Между тем, та же 18-я статья закона встает на защиту покупателя и в послегарантийный срок. Согласно изменениям, вернуть, в частности автомобиль, можно будет и по истечении гарантии в случае регулярно возникающих технических неполадок или обнаружении существенного недостатка. А под эти критерии попадают практически все отечественные автомобили старше 2-3 лет.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск