26 сентября 2007, 12:00 Автор: Алла СКРИПОВА

Интернетом к народу

К 2010 году российским гражданам не придется беспрестанно обивать пороги государственных учреждений и часами стоять в очередях за квитанциями и справками. Всевозможные бланки, консультации, разъяснения и прочие услуги чиновников можно будет получить… по Интернету. А само общение граждан с государством станет предельно комфортным. Такое светлое электронное будущее обещают нам чиновники Министерства информатизации и связи. Причем, отдельные его элементы вроде бы действуют уже сегодня. Наш корреспондент попытался воспользоваться электронными благами.

Электронное правительство

Концепция создания электронного правительства недавно утверждена российскими министрами. Правда, обещания перевести госучреждения на электронный документооборот мы слышим уже лет пять. С тех пор, как начала действовать программа “Электронная Россия”. Уже и закон “Об электронной цифровой подписи” принят, и компьютеры на столах чиновников появились. Некоторые из власти предержащей даже – о, чудо! – научились пользоваться электронной почтой и резаться в тетрис и виртуальные карты. Однако на качестве общения с гражданами это пока никак не сказалось. Видимо, теперь интерактивному взаимодействию власти и подданных придадут новый импульс.

Итак, каким образом пойдет сближение власти с народом? Оно будет осуществляться по четырем направлениям, пояснил министр информтехнологий и связи Леонид Рейман. Это изменение гражданско-правового статуса (получение гражданства, паспорта и т. д.), регистрация прав на объекты недвижимости, предоставление налоговой и статистической информации, выплата социальных пособий. Электронное правительство в РФ сформируют в два этапа. В 2008 году – разработка документов по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). В 2009-2010 годах так называемые ИКТ начнут тиражировать и внедрять в жизнь.

Что это даст?

В идеале уже в 2010 году десять наиболее востребованных услуг государственной власти должны предоставляться в режиме «одного окна» в электронном виде. Речь идет, к примеру, о заполнении бланков на оформление персональных документов (паспортов, водительских лицензий), детских пособий, выписке квитанций на оплату штрафов за нарушение правил дорожного движения, на оплату транспортных налогов и так далее. Эти бумажки можно заполнить, не выходя из дома, снабдить электронной подписью и отправить чиновникам.

На сайтах органов исполнительной власти всех уровней появятся сведения об условиях предоставления госуслуг, о времени приема населения, сроках рассмотрения обращений. Если человек не знает, в какой орган власти ему обращаться, он сможет зайти на Интернет-портал или позвонить в колл-центр и бесплатно получить консультацию. Обязательным атрибутом госучреждений станут инфоматы – электронные киоски объявлений и справок. Кроме того, появится возможность получать уведомления об изменениях в порядке предоставления госуслуг по Интернету. Например, женщинам, имеющим детей, по электронной почте пришлют сообщения о введении новых пособий или увеличении их суммы. А тем, кто сдал документы на оформление паспорта, - уведомление о дате выдачи документа.

Чувствую, читателю не дают покоя знаменитые некрасовские строки: «Жаль, только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе…». На самом деле ничего сверхъестественного в планируемых новациях нет. В США элементы электронных госуслуг действуют с 1991 года, в Европе – с конца 90-х годов прошлого века. Жителям присылают по e-mail сообщения об изменениях в страховании, налогообложении и т.д., а родители могут зайти на сайт школы и посмотреть оценки своего чада в электронном классном журнале. Так что ученикам нет смысла исправлять двойки в дневнике…

Если учесть, что на внедрение информтехнологий в России сейчас тратится 10 миллиардов рублей в год плюс еще 13,5 млрд руб. ежегодно направляется на программу «Электронная Россия», то сказка вполне может стать былью. Главное, чтобы деньги не превратились в виртуальную пыль…

Когда же правительство перейдет на электронные рельсы, государство сможет сэкономить до 10 млрд. рублей в год, а чиновники - до 50 процентов времени, которое они тратят на работу с населением.

В поисках адреса

Торжество информтехнологий ценно не само по себе, а когда оно приносит пользу конкретным людям. Недавно мне пришло в голову заняться своим здоровьем. Шестое чувство подсказывало, что идти в поликлинику, не зная расписания приема врачей, бесполезно. Справочная была хронически занята. Оставалось надеяться на современную кладовую знаний – Интернет.

Зайдя на сайт Минздрава Челябинской области www.zdrav74.ru, была приятно поражена «Динамической картой лечебных учреждений Челябинской области». На карте вы можете найти лечебные учреждения в вашем городе, их адреса, телефоны, режим работы и другую полезную информацию – гласила подпись рядом с добродушным дяденькой в белом халате и с очками в руках. «Круто!» - подумала я и нажала на слово «Челябинск». Компьютер послушно выдал список медучреждений. Чего там только не было: центр медицины катастроф, противотуберкулезный диспансер, перинатальный центр, кожно-венерологический диспансер, наркологическая больница и даже загадочный ОГУЗ «ЧОМИАЦ».

Все это хорошо, но мне-то нужна была простая поликлиника в Ленинском районе. «Лечебные учреждения можно выбирать как на карте, так и через список, расположенный под картой», - заботливо пояснил уже другой улыбающийся дяденька с фонендоскопом на шее. Я послушно принялась двигать карту на экране. Ленинский район почему-то оказался девственно чист – ни одного значка, символизирующего поликлинику, больницу, диспансер или хотя бы женскую консультацию. Увы и ах…

Похоже, на сайте областного Минздрава мыслят глобально, обозначая только медучреждения областного значения. Зайду-ка на городской. Отдельного Интернет-ресурса управление здравоохранения города не имеет, поэтому открываю общий сайт администрации Челябинска www.cheladmin.ru. Поисковик результата не дал, поэтому жму на «Вопросы местного значения». Здесь масса интересных цифр и фактов по нацпроекту «Здоровье»: сколько денег направлено в больницы города, какое оборудование закуплено и на сколько повышена зарплата врачам. Я за них, конечно, рада, но с адресами/телефонами муниципальных больниц и поликлиник опять беда. Из координат нашла только номер руководителя управления здравоохранения Тесленко. Ну не беспокоить же, в самом деле, главного медначальника из-за такой мелочи, как телефон?..

Напоследок скажу, что злополучный номер я все-таки нашла. Но не на сайтах официальных органов власти. Странно, не правда ли? Ведь на размещение списка больниц, поликлиник и медучреждений никаких миллиардов не нужно. Да и нацпроекту это не помеха…

Проверка паспорта

Вторую попытку приобщиться к благам цивилизации я предприняла уже в другой области. Недавно на сайте Федеральной миграционной службы (ФМС) России начал работу сервис проверки действительности паспортов граждан. Презентовал его лично директор ФМС России Константин Ромодановский. Он обещал, что отныне любое физическое или юридическое лицо, имеющее доступ в Интернет, сможет проверить действительность паспорта. В базе данных содержится более 145 миллионов информаций, из них 22,7 миллиона - по утраченным, похищенным и недействительным паспортам.

Сомневаетесь в честности потенциального партнера по бизнесу, благонадежности кандидата на какую-либо должность, покупателя или продавца квартиры? Пожалуйста – можно, не вставая из-за стола, выяснить, «правильный» ли паспорт вам предъявляют. Правда, ответ на запрос носит справочный характер. А для получения юридически значимой официальной информации рекомендуется обращаться в территориальное подразделение ФМС России. Но все равно услуга чрезвычайно полезная.

Вспомнив, как мошенники чуть было не оставили знакомых без квартиры и денег (предъявили при продаже поддельный паспорт), захожу на сайт ФМС www.fms-rf.ru. Ну-ка, проверим тот самый проверочный сервис. Забиваю в окошечко номер своего собственного паспорта: уж в его-то подлинности я уверена. Система задумалась. Повторяю попытку – эффект тот же самый. Теперь набираю данные загранпаспорта, срок которого истек лет несколько лет назад. Сервис не реагирует.

Выждав пару часов, заглядываю в электронную почту. Сюда должны придти ответы на мои запросы: "действителен", "недействителен" или "отсутствуют сведения". Увы, на мне сервис явно дал сбой. Никаких намеков на письма с сайта ФМС не наблюдалось – ни во входящей корреспонденции, ни в спаме.

- Создание системы - событие долгожданное для граждан и юридических лиц, - подчеркнул на презентации директор ФМС России Константин Ромодановский. – Сервис поможет заинтересованным структурам и просто частным лицам проверить любой паспорт, на основе которого будет совершаться та или иная юридическая, финансовая, нотариальная операция или сделка.

Рапортовать чиновники всегда умели.

«Хочу спросить»

Государственные органы – это сервисы, обеспечивающие гражданам и бизнесу безопасные и комфортные условия жизнедеятельности при наименьших расходах. Ведь именно граждане нанимают правительство, являются его основными клиентами. А значит, имеют право задавать вопросы и получать от чиновников ответы.

Между тем, уровень интерактивности сайтов государственных органов власти остается невысоким. К такому выводу пришли эксперты CNews Analytics.
Средний показатель интерактивности по всем ведомствам составляет 25 процентов от максимально возможного, а процесс внедрения подобных сервисов осуществляется крайне медленно и неохотно.

Так, отправкой электронных форм вместо бумажных носителей могут похвастаться только 15 процентов сайтов федеральных ведомств. Впрочем, по сравнению с декабрем 2005 года - тогда такую возможность предоставляли лишь четыре процента сайтов – процесс пошел. На 20% электронных представительств существует возможность проведения голосования и анкетирования в режиме on-line. Раздел «Часто задаваемые вопросы» отсутствует на 62% информационных ресурсов госведомств. А из тех, где есть, регулярно обновляется лишь на 16% сайтов. Вообще у большинства государственных сайтов явно прослеживается сугубо презентационная цель. Найти же конкретные сведения, не говоря уже об отправке запроса, удается не всегда.

Рейтинг качества сайтов федеральных органов госвласти (по совокупности показателей информативности, интерактивности и открытости)





Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск