1 июня 2007, 08:45 Автор: Елена ИВАНОВА, Мария ЦАПОВА

От плана к рынку: реформа энергетики набирает обороты

1 июля 2008 года РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование. Это будет завершающий аккорд реформы электроэнергетики, которая началась четыре года назад, и последним событием в истории одной из самых крупных сегодня отечественных корпораций. И если еще несколько лет назад у реформы была целая армия противников, то сегодня практически не осталось сомневающихся. Четыре года преобразований позволили привлечь в отрасль масштабные инвестиции, создать конкурентный рынок электроэнергии, преодолеть дефицит энергомощности и начать технологическое перевооружение и строительство новых электростанций.

Качественные преобразования в результате реформы произошли и в «Территориальной генерирующей компании № 10», которая, с одной стороны, сама по себе стала итогом реорганизации отрасли, а с другой – позволила значительно повысить надежность электро- и теплоснабжения в одном из самых бурно развивающихся промышленных регионов страны.

Крест Чубайса

Началом реформы электроэнергетики страны принято считать дату 26 марта 2003 года, когда президент России подписал пакет соответствующих документов, запустивших процесс преобразований. Однако некоторые эксперты склонны называть более ранние сроки. Так, к примеру, многие начало коренных изменений в электроэнергетике России связывают с приходом на пост главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса в 1998 году. В этот момент на повестке дня стояло немало проблем, и в первую очередь нужно было ликвидировать бартерные платежи. Конечно, сегодня уже трудно представить, но в конце 20 века электроэнергия кое-где оплачивалась валенками и тазиками.

К обсуждению стратегии развития РАО «ЕЭС России» вернулись, когда финансовую ситуацию в компании удалось нормализовать. 4 апреля 2000 года совету директоров РАО был представлен на обсуждение первый проект Концепции реструктуризации компании. После ее презентации широкое распространение получило выражение «крест Чубайса». Диаграмма из двух пересекающихся кривых – растущего спроса на электроэнергию и снижающегося производственного потенциала отрасли – наглядно демонстрировала: если ничего не предпринимать, то уже в 2005–2006 годах Россия столкнется с дефицитом электроэнергии.

Основной целью преобразований стало создание условий для прихода в отрасль частных инвесторов. Другого пути найти деньги на строительство новых электростанций не было: на государственные средства рассчитывать не приходилось, а тарифная выручка позволяла финансировать лишь несколько строек, тогда как требовалось в десятки раз больше новых мощностей.

Основываясь на мировом опыте

После трех лет ожесточенных споров вокруг проекта реформы, в марте 2003 года она, наконец, заработала. Ее базовый принцип – разделение на конкурентный и монопольный сектора – основывался на изучении мирового опыта. В большинстве стран станции, производящие электричество, принадлежат частным акционерам. А сети, особенно магистральные, наоборот, строго контролируются государством и остаются монопольными. Тогда государство снимает с себя обязанность поддерживать бюджетными деньгами строительство электростанций и может сосредоточиться на финансировании инвестпрограммы сетевых предприятий. А частные ТЭЦ и ГРЭС, конкурируя между собой, стараются снизить цены для потребителей, внедрять новые технологии, позволяющие экономить топливо и т.д.

Российская электроэнергетика пошла по этому пути: региональные энергокомпании разделили на генерирующие, сбытовые и сетевые. Затем генерирующие мощности распределились между шестью ОГК – в них вошли крупные электростанции по экстерриториальному признаку, и 14 ТГК, объединившие тепловые электростанции из сопредельных регионов. А все магистральные сети были переданы Федеральной сетевой компании, которая осталась под контролем государства.

В Челябинской области в результате реформы была создана «Территориальная генерирующая компания № 10», в которую вошли теплоэлектростанции и котельные Челябинской и Тюменской областей. А с 1 декабря 2006 года ТГК-10 стала работать как единая операционная система.

НОРЭМ не ударит по карману граждан

Параллельно со структурной реорганизаций шла трансформация системы взаимоотношений в отрасли на новых, рыночных, основаниях. Еще в 2003 году появляется сектор оптовой торговли электроэнергией – 5–15%. Он стал своеобразным тренажером для обкатки механизмов будущего энергорынка.

С 1 сентября 2006 года по решению правительства вступили в силу правила оптового и розничного рынков электроэнергии. Именно это событие российские финансовые эксперты отмечают как одно из ключевых в процессе реформы отрасли. Заложенные этими документами принципы конкурентного ценообразования, которое должно распространиться на всю оптовую торговлю электроэнергией к 2011 году, – важнейший сигнал для потенциальных инвесторов, гарантия окупаемости их вложений.

- Либерализованному оптовому рынку электроэнергии чуть больше полугода, тем не менее, он уже доказал самое главное, - сказал в своем майском выступлении на всероссийской конференции "РАО "ЕЭС России" - открытая компания" Анатолий Чубайс. - Он обеспечивает, прежде всего, очевидную оптимизацию загрузки мощностей. Проще говоря, он создает ситуацию, когда эффективные мощности загружены больше, а неэффективные - меньше. Причем делает это лучше, эффективнее и честнее, чем вся советская система диспетчирования с 50-летней историей существования. Рынок решает задачу честного распределения избыточных затрат между поставщиком и потребителем. Это фундаментально важно. Мы получили с вами живую систему цен, сертифицированную для каждого региона страны.

Впрочем, дороже или дешевле на оптовом рынке закуплено электричество - по карману граждан страны это не «ударит».

- Население по-прежнему будет покупать электроэнергию по гостарифам, - прокомментировал ситуацию Сергей Терещук, первый заместитель председателя государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области». - Стоит отметить, независимо от того, на регулируемом или свободном рынке компания купила электроэнергию.

В рынок НОРЭМ «ТГК-10» вступила весьма успешно. За 2006 год энергокомпания продала на оптовом рынке электроэнергии 17,1 млрд. кВтч на сумму 11,1 млрд. рублей. В том числе по конкурентным ценам было продано 3,7 млрд. кВтч, что составляет 21, 6 процента от общего объема поставки.

IPO – основной источник частных инвестиций

Процесс преобразования отрасли продолжается, но уже сегодня ясно, что развернутая энергетиками масштабная инвестиционная программа приносит свои весомые плоды. В 2006 году первое в энергетике IPO – размещение акций ОГК-5 – прошло с оглушительным успехом. Объем привлеченных средств составил 459 млн. долларов – больше, чем все госвложения за предшествующие 20 лет. Итоги следующего инвестиционного IPO - ОГК-3 уже превысили 3 млрд. долларов.

Теперь к IPO готовятся остальные энергокомпании. Выпуск дополнительных акций «Территориальной генерирующей компании № 10» назначен на конец 2007 – начало 2008 года. По словам генерального директора ТГК-10 Андрея Шишкина, по результатам IPO планируется привлечь 1 млрд. долларов. Это основной источник средств на реализацию инвестиционных проектов ТГК-10.

Генеральные же планы РАО относительно привлечения частных инвестиций за счет IPO Анатолий Чубайс продекларировал в размере 16 млрд. долларов в 2007-2008 году.

А ведь еще недавно план преобразований в электроэнергетике был предметом ожесточенной полемики. Некоторые главы регионов публично выражали сомнение в том, что вообще хоть кто-то из инвесторов «рванет в нашу энергетику». Андрей Илларионов, работавший в 2002 г. экономическим советником президента РФ, обвинял менеджмент РАО «ЕЭС» в том, что реформирование стало причиной снижения капитализации энергомонополии до 3 млрд. долларов. Сегодня рыночная стоимость РАО «ЕЭС» превышает уже 50 млрд. долларов, и эксперты фондового рынка связывают это именно с тем, что реформа энергетики набирает обороты.

ТГК-10 реализует инвестпрограмму

Благодаря новым правилам в энергетической отрасли удалось не только не развалить, но сохранить, усилить и продолжить преумножать преимущества советской энергетики. Во всех регионах страны генерирующими компаниями приняты и уже реализуются масштабные инвестиционные проекты. Не исключение и ТГК-10.

По росту электропотребления Тюменская и Челябинская области стоят на третьем и пятом местах в стране, соответственно. Растущий энергодефицит может сдержать жилищное строительство и развитие промышленности.

- На Комсомольском проспекте у нас находится объект, который нужно строить, но из-за отсутствия мощностей этот проект пришлось на несколько лет отложить, - говорит энергетик строительной компании «ДБМ» Сергей Витьев. - Хотя сейчас запущена Каширинская подстанция, поэтому в скором времени подобных трудностей быть не должно. Спрос будет порождать предложение, с нашей стороны – стороны строителей – он уже есть. Дело за энергетиками – дадут больше мощностей, строительство будет развиваться интенсивнее.

В последнее время ситуация действительно кардинально изменилась. В рекордно короткие сроки был запущен 2-й энергоблок на Челябинской ТЭЦ-3 мощностью 180 МВт по электроэнергии и 260 Гкал/час по теплу. Это событие стало своего рода боевым крещением ТГК-10, а для региона – гарантом надежности энергоснабжения.

- Пуск 2-го энергоблока – событие стратегического значения и чрезвычайной важности не только для нашего региона, но и для России, - заявил губернатор Петр Сумин. – Без энергии мы не сможем двигаться вперед и развивать экономику. Но сегодня с вводом новых генерирующих мощностей для нашего региона эта проблема снята.

Среди проектов инвестиционной программы ТГК-10, рассчитанной на ближайшие пять лет, строительство третьего и четвертого энергоблоков на ЧТЭЦ-3, реконструкция Тюменской ТЭЦ-1 с вводом парогазового блока №2 мощностью 190 МВт, увеличение мощности на 210 МВт на Тоболькой ТЭЦ, строительство и ввод парогазового блока № 5 мощностью 450 МВт на Тюменской ТЭЦ-2. Общий объем финансирования программы составит более 70 млрд. рублей, а до 2012 ТГК-10 года будет введено более 1000 МВт генерирующих мощностей.

Своего рода жемчужиной инвестиционной программы ТГК-10 станет проект Няганьской ГРЭС в Ханты-Мансийском автономном округе. Она закроет весь верхний и нижний транзит электроэнергии приполярного Урала. До 2020 года будет введено 8 энергоблоков общей мощностью 3200 МВт.

Компании целевой структуры

Инвестиционная стратегия «Территориальной генерирующей компании № 10», как и всей российской энергетики, направлена на комплексное развитие и увеличение надежности генерирующих мощностей в регионах. И развитие это оказалось возможным исключительно благодаря развернувшейся реформе.

Важен еще один момент - впервые в истории России прошла реформа с сохранением прав собственности. После реорганизации ни одна компания не потеряла свои деньги.

- Реформа основывалась именно на привлечении частного капитала, - прокомментировал вице-спикер Законодательного собрания Челябинской области Евгений Редин. – Я вижу уникальность реформы в том, что впервые в России был создан и реализован механизм, который позволил государственную отрасль сделать привлекательной для инвесторов. При этом, что не менее важно, реорганизация прошла без ущерба для потребителей.

Реформирование энергетики продолжится: в течение нынешнего лета из РАО «ЕЭС России» будут выделены две генкомпании - ОГК-5 и ТГК-5. На втором, финальном этапе реорганизации будут созданы все компании целевой структуры. Они перейдут в собственность акционеров энергохолдинга пропорционально их долям в РАО. Механизм управления новой энергетикой будет базироваться на двух опорах – государство и саморегулирование. Полностью реформа энергетики завершится к 2008 году. Тогда же и РАО «ЕЭС России» станет историей.

(В материале использованы собственные фото и фото с сайтов www.pravda.ru, www.thg.ru, www.gzt.ru)


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск