20 апреля 2007, : Автор: Елена ИВАНОВА

К чему приведет легализация ночных парковок?

Организацией ночных парковок автомобилей во дворах займутся управляющие компании и КТОСы. Новые хранители покоя «железных коней» решительно настроены сделать бизнес цивилизованным. Не смущает даже перспектива конфликтов с бывшими «крышевателями» парковок и недовольными безлошадными жильцами. Увяжутся ли слова с делом, покажет время. Положительных примеров пока крайне мало. Зато планов – довольно много.

Война по-соседски

С недавних пор Челябинск стал остро испытывать недостаток парковочных мест для автомобилей. Количество личного транспорта растет с каждым годом, а земли не становится больше. Днем водители бросают авто на обочинах дорог, вследствие чего образуются пробки. Ночью все железная братия перемещается во дворы. В центре города и на северо-западе, где проживает почти половина населения города, ночлежки для автомобилей стали для горожан настоящим стихийным бедствием.

Безлошадных челябинцев возмущает, что машины ставят на газоны, детские площадки, уничтожая и без того небогатое благоустройство дворов. Ночью то и дело срабатывает сигнализация, способная и мертвого на ноги поставить. А охранники, среди которых в основном подростки, всю ночь шумят и гремят бутылками.

Война между автомобилистами и пешеходами уже давно вышла за рамки рядовых перебранок. Недовольные жильцы дворов, вынужденные вместо свежего воздуха вдыхать выхлопные газы авто, протыкают колеса, бросают на крыши машин бутылки, разбивают зеркала. У автомобилистов своя правда: не в квартире же ставить железного коня.

Милиция периодически проводит рейды по ночным парковкам, но толку от этого мало. Максимум, что грозит их организаторам, – составление протокола административного правонарушения. И то без штрафа, так как оный не предусмотрен законом. Словом, в нынешней ситуации к консенсусу никак прийти не удается.

Парковки под контроль

Многочисленные жалобы челябинцев заставили администрацию города пойти на радикальные меры.

- Раз де-факто ночные парковки во дворах существуют, а автомобилистам нужно где-то оставлять машины, необходимо направить эту деятельность в цивилизованное русло, - заявил глава Челябинска Михаил Юревич.

По его мнению, организацией ночных парковок во дворах, где позволяет территория, должны заниматься управляющие компании. А деньги от деятельности направлять на благоустройство придомовой территории.

На днях все заинтересованные стороны сели за круглый стол, чтобы обсудить проблемы и перспективы организации ночных парковок во дворах. Дискуссия оказалась жаркой.

- В прошлом году городская дума приняла решение об организации муниципальных ночных парковок вдоль дорог, - прокомментировал первый вице-мэр Сергей Давыдов. – Частично автотранспорт из дворов переместился на них. Но кардинально проблему решить не удалось. Большинство ночных парковок во дворах по-прежнему мешают жильцам спокойно жить. Недавно мы выезжали в один из дворов Ленинского района. Жители жаловались на ночную парковку и просили выделить деньги на обустройство двора. Мы предложили легализовать парковку, а собранные средства использовать для благоустройства. Мнения разделились: часть согласились, другие были категорически против любой парковки даже при условии, что деньги будут вложены в их же двор. Вот вам конкретная ситуация – и так нехорошо, и эдак плохо.

Запретить нельзя, разрешить

Ситуация осложняется еще и тем, что ни мэрия, ни депутаты не имеют юридического права вмешиваться в процесс организации ночных парковок во дворах, так как придомовая территория является собственностью жильцов дома. Власти могут что-то посоветовать, помочь организационно, но само решение должно быть принято жильцами дома. А вот здесь-то благие идеи и спотыкаются о стену непонимания. Соблюсти интересы всех невозможно, всегда будут недовольные. Но решать проблему надо.

Председатель Челябинской городской Думы Сергей Комяков, к примеру, считает, что в решении организации ночной парковки во дворе, если она не нарушает благоустройства и не препятствует подъезду спецслужб, мнение автовладельцев должно быть превалирующим.

- Как таковой законодательной основы для запрета парковок во дворах сегодня нет, - поясняет Сергей Львович. – Не могу сейчас выразить общее мнение депутатов, но по моему личному глубокому убеждению, директивными методами проблему не решить. Двор – собственность жильцов. Кто мне может запретить ставить автомобиль возле моего подъезда? Никто. Так же как никто не может запретить нанимать охрану, чтобы моя машина была под присмотром. Но в наших силах попробовать сделать этот процесс цивилизованным. Деньги не должны уходить в карман криминальным структурам, которые сегодня крышуют ночных парковщиков. Тем более что по сути они не отвечают за сохранность машин.

Мнение Сергея Комякова солидарно с точкой зрения Сергей Давыдова: организацией ночных парковок во дворах должны заниматься управляющие компании. Ведь фактически они отвечают за благоустройство.

- Конечно, прибыль от ночных парковок невелика, и наверняка ее не хватит на ремонт крыши или фасада дома, - считает председатель гордумы. – Но на качели и песочницу можно наскрести.

Как взять быка за рога

Однако практика показывает, что далеко не все управляющие компании, особенно небольшие, готовы взяться за дело. Для того чтобы организовать парковку, нужно оборудовать место охраны, провести свет, заасфальтировать площадку, отвоевать место у сегодняшних парковщиков, в конце концов. Ведь хлебные места уже давно распределены между криминалитетом. И от мести обиженных никто не застрахован.

Яркий пример – недавнее происшествие в Курчатовском районе, когда бывшие владельцы ночной парковки попортили 40 автомобилей, облив их жидкостью для снятия краски.

Директор ООО ЖЭК «Альтернатива» Дмитрий Замятин считает, что справиться с задачей организации ночных парковок под силу крупным управляющим компаниям. Но для этого нужна соответствующая правовая основа и механизм реализации идеи. Чего пока нет.

Председатель КТОС № 3 Курчатовского района Галина Новосёлова привела пример того, как летом 2005 года в одном из дворов по Комсомольскому проспекту была организована ночная парковка силами территорального общественного самоуправления и жильцами домов.

- Мы собрали жильцов трех домов, определили место для парковки, огородили ее, купили будку, провели освещение, - рассказала Галина Николаевна. – Автовладельцы сами составили график дежурств. Первое время недовольные затаскали нас по судам. Но у нас на руках есть протокол собрания жильцов, где решение об открытии парковки было одобрено большинством голосов. Парковка благополучно существует до сих пор.

По мнению Галины Новоселовой, КТОСы вполне могут взять функцию по организации ночных парковок на себя. А вот управляющие компании, считает она, наоборот, могут затянуть процесс.

- В нашем огромном районе работает одна управляющая компания – ПЖРО Курчатовского района, - привела пример председатель КТОС. – А дворов – сотни. И проблем только с обслуживанием жилого фонда – выше крыши. Кто будет заниматься парковками? И потом – деньги в любом случае будут перечисляться в головное предприятие. И кто даст гарантию, что они пойдут на благоустройство именно того двора, где работает парковка, а не уйдут в другие микрорайоны?

- Да, у нас много проблем, но и много возможностей, - вступился за коллег Дмитрий Замятин. – Мы готовы взяться за это дело. Просто нужно время – и образцы появятся. Что касается денег, то, к примеру, в нашей компании каждый рубль под строгой отчетностью, так что опасаться, что средства уйдут не по назначению, не стоит.

Мне, пожалуйста, этажом выше

Между тем, сами автомобилисты, чьи права так рьяно защищают сегодня чиновники, оказались самыми скептически настроенными. Как выяснилось, обладателей железных коней меньше всего волновал вопрос, кто именно будет организовывать парковки во дворах и куда пойдут деньги.

- Легализация парковок – дело хорошее, - высказал мнение председатель общества автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй. – Но все это очень смахивает на навязанную услугу. Далеко не все платят ночным парковщикам. Кто-то просто оставляет машину под окнами совершенно бесплатно. А если ночная парковка будет организована во дворе официально, значит, каждый будет обязан платить за то, что его машина стоит в его же дворе. Мне кажется, принимать такое решение власти должны более аккуратно и взвешенно.

Впрочем, Алексей Бруй согласился с тем, что если официальная парковка будет давать чек и нести ответственность за автомобиль, такая организация гораздо больше устроит автовладельцев.

Словом, все согласны с тем, что автопарковки должны быть цивилизованными, безопасными и не мешать играть детям в песочнице. Но, когда дело доходит до конкретики, у каждой стороны появляются претензии. Между тем, если смотреть на вопрос глобально, то решение легализации ночных парковок во дворах уже года через три может и вовсе потерять свою актуальность. В условиях, когда количество транспорта растет в геометрической прогрессии, уже в самое ближайшее время даже в больших дворах может просто не остаться места. И тогда разговор будет идти уже не о том, быть или не быть парковке во дворе, а куда еще кроме двора можно пристроить свою машину.

И здесь, по оценке специалистов, свою нишу должны занять многоэтажные наземные и подземные парковки. Несколько таких сооружений уже работают в Челябинске, но стоимость одного парковочного места там равняется примерно 10 тысячам долларов в год. Ясно, что сегодня мало кто может заплатить такие деньги за сохранность своего авто. Но в будущем – выбор, скорее всего, будет невелик.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск