9 марта 2007, 10:00 Автор: Кирилл ШТИФОНОВ

Жизнь в глобальной сети

Интернет все глубже проникает в повседневную жизнь российского общества. Наиболее активными обитателями веб-пространства, безусловно, являются молодые люди. Интернет становится своеобразным филиалом реальной жизни, причем в последнее время все чаще элементы Интернет-культуры выплескиваются в реальную жизнь и неплохо здесь приживаются.

Все большую часть времени молодежь проводит в сети. Виртуальное пространство часто бывает удобнее, комфортнее, информативнее. Здесь люди получают информацию, недоступную в традиционных СМИ, общаются, знакомятся, ведут активную общественную жизнь, не покидая пределов своей квартиры или офиса.

Нельзя не отметить и то, что Интернет представляет собой огромный информационный архив. С одной стороны, новостные порталы являются самыми оперативными средствами массовой информации, которые способны реагировать на события в течение нескольких минут. А их сообщения становятся доступными для миллионов пользователей сети. С другой стороны, любой желающий может отыскать информацию, опубликованную десятки лет назад.

Интернет-сообщество или контркультура?

Пожалуй, самый большой сегмент Рунета занимают развлекательные ресурсы. К ним можно отнести видео и музыкальные архивы, страницы для взрослых, сайты, специализирующиеся на анекдотах и разнообразных рассказах. Однако, как было сказано выше, Интернет-сообщество живет по собственным законам, и классический юмор уходит в прошлое.

На протяжении нескольких последних лет основной составляющей Интернет-юмора стал так называемый «креатифф». Большинство новых развлекательных ресурсов формируется их пользователями. Как правило, под словом «креатифф» подразумеваются фото и текстовые произведения, выполненные в особом, «падонковском», стиле. Изобретателем его стал человек, скрывающийся под псевдонимом Udaff. Благодаря его одноименному сайту, культура «падонкофф» стала официальной культурой Интернет-среды, а филологи пришли в ужас от немыслимой трансформации русского языка.

Феномен «падонкофф» легко объясним. Коммуникация между пользователями Интернета в большинстве случаев осуществляется при помощи печатных текстов. В определенный момент возникла необходимость адаптации русского языка для лаконичной передачи информации. Для этого, кроме русских слов, задействованы английские, а также сленг программистов. Кроме того, Интернет-пользователи стали имитировать реальное общение. И вот результат: вместо «написать сообщение» мы получили «запостить», вместо «материал смешной, мне было весело» - «улыбнуло», вместо «человек сделал что-либо, заслуживающее одобрения» - «аффтар жжот». А для того, чтобы украсить речь, стали использовать: «превед», «кросавчег» и пр.

Подобный сленг нередко выходит за рамки Интернет-пространства, и упомянутые выражения можно услышать в «реале». Так, Сергей Доренко в эфире радиостанции «Эхо Москвы» регулярно пользуется «падонкоффской» лексикой. А в новой книге Виктора Пелевина можно встретить диалог, прекрасно демонстрирующий, как Интернет-культура интегрируется в нашу повседневную жизнь:

- Лолита? - переспросил я. – Это от «LOL»?

- Не понял, - сказал незнакомец.

- «Laughed out loud», - пояснил я. – Термин из сети. По-русски будет «ржунимагу» или «пацталом». Получается, Лолита – это девочка, которой очень весело.

- Да, - вздохнул незнакомец, - другое время, другая культура. Иногда чувствуешь себя просто каким-то музейным экспонатом...

Очень Живой Журнал

В последний год в Рунете произошел резкий рост популярности Живых Журналов (ЖЖ.). Это нечто подобное дневнику, размещенному в глобальной сети. Но его главное отличие от тайной тетради, в которой принято писать о самом сокровенном, - ЖЖ могут читать пользователи из любой точки мира, а также комментировать все записи. Пользователи Живых Журналов объединяются в сообщества (или комьюнити), где обсуждаются наиболее важные для них темы. Например, те, кого интересуют политические процессы, объединились в сообщество «ru_politics», журналисты общаются в комьюнити «paparazzi», любители авторского кино встречаются на «drugoe tv». Есть сообщества для обладателей редких интересов, например, любители покурить трубку общаются в «ru_trubka», а те, кто недолюбливают молодежное движение «Наши», находят единомышленников в сообществе «ru_anti_nashi».

В отличие от западных пользователей Живого Журнала, среди которых чаще встречаются школьники, пишущие в основном о своих внутренних переживаниях, многие наши обитатели Интернета пишут в своих дневниках о серьезных вещах, используя ЖЖ в качестве персонального СМИ или виртуальной пресс-службы. Свои странички на просторах Live Journal ведут представители шоу-бизнеса и политики. Например, лидер партии СПС Никита Белых и руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин используют свои дневники как свободную площадку для общения со своими единомышленниками и оппонентами. Благодаря тому, что наибольшую часть аудитории Интернета составляет активная молодежь, это общение используется как эффективный инструмент PR.

Важно отметить, что Живой Журнал на сегодняшний день является никому не подконтрольной территорией и в какой-то степени начинает подменять несвободные федеральные СМИ. Не зря в некоторых авторитарных государствах на постсоветском пространстве ведется постоянный мониторинг сообщений в Live Journal. А на днях в Китае принято решение, запрещающее открывать Интернет-кафе.

Что у нас? После того как парламент перестал быть местом для дискуссии, а государственные телеканалы предпочитают доносить до общества лишь одну точку зрения, именно ЖЖ стал площадкой, где люди с различными позициями имеют возможность свободно высказаться. Интернет становится единственным местом, где можно наблюдать дебаты между представителями партии власти и радикальных оппозиционеров. Как это ни странно, но изобретение американского студента, помешанного на Интернете, может воспитать новое поколение политиков.

Безусловно, глобальная сеть играет положительную роль в социализации молодежи. Есть и обратная сторона Интернета – виртуализация общения. Продвинутая молодежь постепенно подменяет реальное межличностное общение Интернет-коммуникацией. Нередки случаи, когда молодые люди, месяцами общаясь между собой, ни разу не видели друг друга в реальности.

Российский Интернет развивается быстрыми темпами, но доступ к нему имеет слишком малый процент россиян. Поэтому о полной виртуализации нашей молодежи тоже говорить пока не приходится.


Яндекс.Метрика
© 2006-2018 «Полит74»
Редакция: info@polit74.ru
Реклама: reklama@granadapress.ru
г. Челябинск