Южноуральских школьников может начать проверять нейросеть
Челябинский учёный объяснил, готовы ли наши школы к проверке домашнего задания с помощью искусственного интеллекта.Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Корреспондент Полит74 поговорил с Виталием Мельниковым, заместителем директора института информационных технологий ЧелГУ и узнал у него, готов ли Южный Урал к цифровизации проверок «домашки» и есть ли у нас для этого технологии.
Реальность или фантастика
— Существуют ли подобные технологии в ИИ именно на Южном Урале в данный момент или их нужно разрабатывать?
Виталий Мельников специально Полит74 о возможности использования ИИ при проверке домашнего задания. Фото с официального сайта ЧелГУ
На текущий момент существуют нейронные сети, которые способны распознавать рукописный текст. В основном это зарубежные разработки, которые воспринимают текст, написанный на английском языке. Не могу сказать, насколько хорошо они работают, но, по крайней мере, они есть. Наверное, они работают неплохо.
По российскому тексту и по российскому шрифту есть большие вопросы, так как, насколько я знаю, никто этим специально не занимался. И, самое главное, в российском написании, шрифте может быть очень много вариаций. Говоря грубо, представьте себе почерк врача. И как его разобрать? Поэтому это может стать большой трудностью. Вторая крупная задача, понять, что значит распознанный текст. Её, наверное, можно решать с помощью средств LLM — например ChatGPT4, хотя существуют и другие варианты. Это сети, которые способны сравнить полученную информацию с тем, что должно быть на самом деле в ответе. Использование LLM для проверки заданий тоже пока не слышал. Но думаю это возможно в будущем.
— Есть ли специалисты, которые смогут работать с подобными системами или обучать учителей?
— Скажу так, специалисты скорее всего есть. Но стоят они очень дорого. Здесь нужны специалисты по компьютерному зрению, которые бы собрали все вариации рукописного шрифта, разметили его, научили на этих текстах нейронную сеть. А после ещё нужно, чтобы расшифрованный и преобразованный в машинный текст был бы правильно сконфигурирован под LLM-сети.
В общем-то здесь сталкиваются специалисты по двум типам сетей. Первые — специалисты по LLM-сетям, вторые по компьютерному зрению. Они есть, но поверьте, их очень немного, а стоят они очень больших денег. И захотят ли они работать с учителями и школами — вопрос.
Роль самого педагога в проверке следует продумать. По сути дела, текст ученика можно будет передать в такую машину и на выходе получить ответ: соответствует ли работа ожидаемому ответу или нет, но нейронные сети могут ошибаться. Возможно учителю следует использовать такой сервис как помощь в работе, который избавляет от рутинного труда и выдает некоторое вероятностное значение о качестве выполнения работы учеником, опираясь на которое учитель уже поставит оценку.
— Срок обозначен до 2030 года, можно ли ожидать, что уже в этом или следующем году появятся пилотные проекты?
В сфере распознавания текстов нейросетями сделан большой скачок, но есть куда расти. Фото Вячеслава Шишкоедова (архив Южноуральской панорамы)
— Каков риск, что нейросеть может совершать ошибки, допустим, не распознав почерк ребенка и поставить ему заниженную оценку или наоборот. Тоже самое, и с планированием образовательных программ, может ли возникнуть момент «холодного расчета» без индивидуального подхода?
— Риск есть. Вариаций почерков, особенно детских очень много. Он не каллиграфический, он может меняться с течением времени, он разный для левшей и для правшей, могут теряться отдельные чёрточки в написании букв — это всё большие проблемы для распознавания. Поэтому может появиться неправильно распознанный текст, а он даст неправильно распознанный результат при использовании LLM-сети.
На самом деле, если говорить о LLM-сетях, то они очень неплохо умеют понимать контекст написанного. Даже если вы описываете его разными словами, они всё равно способны вычленить из него самую суть и саму идею. Поэтому, думаю, что «холодного расчёта» здесь не будет. Не стоит бояться того, что учеников начнут натаскивать роботизированно писать один формат текста, для того чтобы успешно пройти тестирование. Но ещё раз говорю, решить данную задачу на сегодняшний день очень и очень сложно, так как вариаций написаний текстов существует большое количество и много проблем возникнет с распознаванием написания текста.
- Челябинская область входит в десятку регионов, где больше всего любителей классической литературы
- В Челябинске возобновилось движение на популярном троллейбусном маршруте
- В Челябинске одновременно ремонтируется 24 дорожных объекта
- Треть челябинцев признались, что провоцируют офисные войны из-за кондиционера