Онегин в постели Татьяны или Бал в аквариуме
Завтра, 8 апреля, в Челябинском театре оперы и балета состоится премьера новой постановки «Евгения Онегина». Сегодня прошла генеральная репетиция, на которой побывали журналисты, театральные критики, многочисленные друзья театра.
Спектакль получился необычным, и во многом удивил ценителей классических постановок «Евгения Онегина». С самого начала действие вызывает у зрителей недоумение, рождая множество вопросов. Почему так странно ведет себя Ларина-старшая? Как Онегин мог оказаться в постели Татьяны? Явь или сон то, что происходит между героями? Характеры привычных персонажей будто перевернуты: милая женщина, любящая своих дочерей, вдруг превращается в злобную стерву, обаятельный месье Трике – в похотливого донжуана. Хор и балет на протяжении всего спектакля выступают единым целым, несут некий общий образ, который будто бы призван погрузить главных героев в отчаяние, депрессию, внутреннюю пустоту.
Почти все сцены оформлены в темных тонах, лишь от зеркальных стен отражаются светлые блики. А затем на подмостках появляется белая живая стена балета и хора, и вода, которая становится самостоятельным персонажем спектакля. Она «танцует» полонез, стекает по прозрачным стенам бального зала, шумит в такт оркестру и движению танцоров. Вода – стихия, затягивающая в пучину отчаявшуюся Татьяну, вода – слезы Онегина и утекающее из его рук счастье, которое было так возможно, так близко…
Финальная сцена спектакля снимает все вопросы. Они забываются, и к этому моменту становятся абсолютно не важными. Ситуация предельно проста: мужчина и женщина пытаются понять, что же и почему случилось между ними. Он, она, их взаимная страсть, красный диван, и бесконечное пространство темной воды.
Как ранее сообщало агентство Полит74, новую постановку «Евгения Онегина» в челябинском театре делала международная команда. Это дирижер-постановщик Евгений Волынский, режиссер-постановщик из Польши Михал Знанецкий, итальянский художник-постановщик Луиджи Сколио, художник по костюмам Елена Сластникова, балетмейстер Юрий Клевцов.
- Сначала солисты оперы, балета и хора очень испугались воды в этой постановке. Певцы боялись, что заболеют или потеряют голос. Но вода помогает добавить энергии в эту оперу. Обычный полонез становится не классическим полонезом в третьем акте, а чем-то совсем иным. В нем появляется больше силы, он вызывает больше эмоций. Когда Онегин пропускает через руки воду – он понимает, что потерял Татьяну навсегда, - говорит Михал Знанецкий.
Режиссер подчеркнул, что как иностранец, который родился в Польше и много лет прожил в Аргентине, он по-другому смотрит на постановку этой классической русской оперы. «Евгения Онегина» Знанецкий ставил в разных странах – Польше, Аргентине, Испании, Уругвае. И только в России у него появилась возможность познакомиться с исполнителями, которые понимают текст Пушкина, с детства знают эту историю. Если в иностранных постановках режиссер просто пытался показать, как красивы стихи Пушкина и музыка Чайковского, то в российском спектакле ему удалось сделать акцент на глубине характера героев.
Для спектакля сшито более двухсот костюмов. Их создание отличалось определенной сложностью, поскольку артистам предстояло работать в непривычной для них среде.
- Сложность для нас создавала вода. Для этих костюмов мы использовали много капрона, тафты, которые легко сохнут. Сценография спектакля несет в себе абстрактные решения, которые должны были отразиться и в костюмах. Это не историческая реконструкция, мы сделали некую форму, которая ярко выражает задачи режиссера. Первая сцена решена в серой гамме, «ларинский» бал в черно-зеленой гамме, феерия «греминского» бала проходит на воде. Там все белое, и только Татьяна предстает в кораллово-розовом свете, - рассказала художник по костюмам Елена Сластникова.
«Евгений Онегин» - третий крупнейший проект этого сезона в челябинском театре оперы и балета наряду с оперой «Фауст» и балетом «Пахита». Прежняя версия спектакля морально и физически устарела, ее сняли с репертуара, и решили обновить. Новая постановка приурочена к юбилею Петра Ильича Чайковского, который отмечался в прошлом году. Кроме того, театр старается сохранить в репертуаре русскую классику, которая всегда востребована у зрителя.