«Жанну Д’Арк» приняли в Челябинске с восторгом
Вчера, 25 июня, Челябинский театр оперы и балета представил зрителям последнюю премьеру этого сезона – спектакль «Жанна Д’Арк» по опере Петра Чайковского «Орлеанская дева».
Масштабная необычная постановка произвела огромное впечатление на зрителей. После окончания спектакля публика долго не отпускала артистов, аплодировала и выражала бурные эмоции криками «Браво!» и восторженным гулом. Когда закрылся занавес, громкие крики раздались уже со стороны сцены – так артисты, музыканты, режиссер, другие участники и создатели спектакля поздравили друг друга с успешной премьерой.
- Для театра это очень непривычная работа. В ней много действия, все артисты и хор почти постоянно находятся на сцене. У нас задействовано много видеоинженерии, для театра это совершенно новая практика, раньше ничего подобного не было. На сцене почти нет декораций, их роль выполняет видеоряд, и в определенном смысле сами артисты. В спектакле задействовано много молодежи, это люди, заряженные на новые идеи и развитие, что тоже делает его особенным, - рассказывает режиссер спектакля Екатерина Василёва.
Как отметил музыкальный руководитель спектакля, дирижер Евгений Волынский, опера была поставлена челябинским театром к юбилею Петра Ильича Чайковского. Несмотря на то, что «Орлеанская дева» очень редко ставится на сцене, в этом году к ней проявили интерес сразу пять российских театров.
- Эта опера всегда остается в стороне, ее редко ставят. Для Чайковского это был эксперимент, в опере сложный музыкальный язык, она тяжела для исполнения, как музыкантам, так и для меццо-сопрано. В реальном театре, не под запись, меццо-сопрано плохо слышно из-за оркестра, поэтому постановка требует особого внимания. Мы заранее провели определенную работу музыкантов, сделали некоторые сокращения в партитуре, ставили оперу на конкретного исполнителя – Настю Лепешинскую, под ее менталитет, возможности, психофизические данные, - рассказал Евгений Волынский.
Спектакль назван «Жанна Д’Арк», а не «Орлеанская дева», как опера Чайковского, чтобы подчеркнуть, что постановщики намеренно сделали акцент на внутренней драме главной героини.
- Мы посчитали, что имеем право на творческое вмешательство. Сам Чайковский много взял для оперы из пьесы Барбье «Жанна Д’Арк», переосмыслив Шиллера. Когда мы ставили спектакль, то решили не делать акцент на истории битвы за Орлеан, а взяли более глубокую тему – внутреннюю драму женщины, - пояснил Евгений Волынский.
Как подчеркнула Екатерина Василёва, постановщикам было интереснее сконцентрировать внимание на личности главной героини. Им был важен не исторический, а духовный аспект – переживание любви и жертвоприношение.
В постановке занята почти вся труппа театра, около 90 человек. Сшито больше сотни новых костюмов, все они выдержаны в черно-красно-белых тонах и оригинальном стиле. Художник-постановщик – Софья Кобозева из Москвы.
В премьерном спектакле главные роли сыграли Анастасия Лепешинская, Павел Чикановский, Владимир Боровиков, Александр Сильверстов. Следующий спектакль состоится в субботу, 27 июня, после чего театр отправится на летние каникулы. В новом сезоне на спектаклях «Жанна Д’Арк» зрителей ждут новые сюрпризы: партия Иоанны уже переложена для сопрано.