Аркаим. Между историей и мифом
Геннадий Зданович, профессор Челябинского государственного университета, бывший генеральный директор историко-культурного заповедника «Аркаим», а ныне руководитель «Музея Человека и Природы», стал героем одной из последних передач Александра Гордона «Гордон Кихот» на Первом канале. Формат передачи подразумевает критику приглашенных гостей. Не обошлось без неё и на этот раз.
«Аркаим» - это слово выросло до масштабов бренда. Можно не знать, что такое Аркаим, но не знать, что Аркаим существует, уже нельзя. И дело не в том, что это постыдно — чего-то не знать, просто об Аркаиме известно всем или почти всем.
«Арка» в переводе с тюркского — хребет, спина, основа. Свое название древний город получил благодаря горе, находящейся в нескольких километрах от заповедника.
22 года назад в Брединском районе Челябинской области было обнаружено древнее поселение людей. Археологи установили, что относится оно к эпохе бронзы. Потребовалось вмешательство ученых из Российской академии наук, чтобы остановить строительство Большекараганского гидроузла на месте находки. В противном случае уникальный заповедник просто-напросто затопили бы.
Отметим, что находящиеся в столице ученые вряд ли узнали бы об этом. Археолог Геннадий Зданович, участвовавший в раскопках, лично возил им обнаруженные артефакты, доказывая важность находки для науки.
В настоящее время музей-заповедник «Аркаим» включен в состав Ильменского заповедника. Он является частью группы укрепленных поселений Южного Урала, названную «Страной городов». Состоит из 14 историко-культурных комплексов, в которые входят укрепленное поселение, могильник, рудники, культовые комплексы. Общая площадь его составляет около пяти тысяч гектаров.
На территории заповедника обнаружено более 70 археологических памятников разных эпох: от стоянок мезолита-неолита до курганов и ритуальных оград позднего средневековья. Славу долины составляет протогород и некрополь Аркаим, культурный комплекс, построенный в III-II тысячелетии до нашей эры.
В какой-то момент научное отношение к Аркаиму дало сильный крен в сторону мистики и фанатизма. Как указано на официальном сайте заповедника, «порядка 40 процентов посетителей формирует в широких кругах мысль, что Аркаим — это некое «место силы», «источник космической энергии» и тому подобное.
Член-корреспондент Германского археологического института Елена Кузьмина, также принимавшая участие в съемках телепередачи «Гордон Кихот», предположила, что «чудовищное невежественное движение ариеславов» началось в 90-х годах прошлого века, после того как там побывала Тамара Глоба. С этого момента, как считает Кузьмина, и «начались бедствия Аркаима». Хотя обвинять в этом одного человека, наверное, не совсем справедливо.
В Челябинскую область устремились паломники чуть ли не со всех регионов России, адепты сект, всякого рода целители и их клиенты и просто мистически настроенные граждане. Аркаим они считают святым местом, имеющим «положительную энергетику», где можно очиститься духом и исцелить тело. По одной из версий, Аркаим считается второй прародиной ариев, то есть белых людей, позже расселившихся по просторам Евразии от Карпат до Китая. Именно Аркаим, по мнению неонацистов, стал «колыбелью» для славян.
В сущности, главные свои претензии к Геннадию Здановичу ведущий Александр Гордон строил на основе того предположения, что Геннадий Борисович сам формирует и поддерживает такого рода настроения в общественности, дабы сохранить и поддержать интерес к заповеднику.
- Вами была придумана и пущена в мир история о том, что Аркаим может стать, цитирую вас почти дословно: «...для России национальной идеей, поскольку производит всех нас, российские народы, и особенно славян, которые населяют Россию, от самых древних представителей цивилизации, в том числе европейской цивилизации, от древних ариев».
Любая спекуляция на эту тему сегодня в России невозможна и взрывоопасна. Мне кажется, что XX век с поисками ариев уже преуспел, и фашистская Германия возникла на этой мифологии и была, слава богу, разгромлена благодаря многим народам, не только нашему. И мне представляется, что надо потерять чувство собственного достоинства, имея в виду великий русский народ, для того, чтобы утверждать, что сегодня, в XXI веке, единственная причина, которая позволит нам возвыситься над другими народами, - это история сомнительного происхождения от мифического древнего племени, - заявил в начале разговора телеведущий.
В действительности сомнительна сама идея привязки древних ариев как таковых к идеологии фашизма. Свастика, конечно, запятнана преступлениями нацистов, но символ ведь старше Третьего Рейха, а значение его куда богаче. Кроме того, нелепо приписывать человеку любого рода спекуляции на основе лишь предположения, что «ради спасения любимого детища можно пойти на всё».
- Один памятник Аркаим не может быть национальной идеей. Наша страна многонациональная. Какие ценности нас связывают? Задача историков и археологов - выявить эти ценностные объекты. Но для нас очень важно, что не только будущее не может быть без прошлого, но и прошлого не может быть без настоящего. Не надо вообще спекулировать словом «арии» и притягивать его к фашизму. Хватит нам уже, так сказать, этих историй. Арии – это обыкновенные люди, они себя так называли. Это риши в Ригведи, в Авести. Это восточное крыло индоевропейского мира, - однако мнение Геннадия Здановича, видимо, никто не услышал. Иначе как объяснить это выстраивание глухой стены из мнений противников археолога, абсурдность которых только подрывает авторитет экспертов?
Постоянный участник разных телевизионных передач писатель Дмитрий Быков, например, заявил: «Мне представляется, что Аркаим – это такая попытка антихристианского реванша. Попытка реванша магизма, попытка доказать, что Россия должна вернуться к якобы исконному для нее язычеству, и в этой апологии язычества мне видится главная опасность. Потому что такой враждебности к христианству я не видел даже в Израиле».
Член-корреспондент РАН Евгений Черных сравнивал размеры Аркаима с иными памятниками истории не в пользу «маленького» и «ничтожного» открытия в Челябинской области. Но что он хотел этим доказать, осталось за кадром. Что Аркаим все-таки следовало затопить? Или что деньги, потраченные на развитие Аркаима, лучше отдать другим?
Каким бы древним и уникальным не был артефакт, артефактом он становится лишь в момент признания его людьми. И тут многое зависит от таких вот Здановичей, людей, которые участвуют в археологических раскопках, доказывают важность открытия, а потом добиваются выделения денег на развитие музея-заповедника. И сколько таких памятников истории пропадает из-за того, что просто не нашлось заботливой руки. Но ведь это не повод уничтожать то, что уже создано.
P.S. Фотографии взяты с официального сайта музея-заповедника «Аркаим».