При поддержке Гранада Пресс
Автор: Наталья Окорокова

Музыкант Хосе Гонсалес раскрыл южноуральцам секрет популярности сальсы

Некоторые направления современной музыки имеют в своей основе ритмы, которые создавались как молитвы богам в религии йоруба.
Музыкант Хосе Гонсалес раскрыл южноуральцам секрет популярности сальсы
Хосе Гонсалес на международном джазовом фестивале в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Хосе Гонсалес на международном джазовом фестивале в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Латиноамериканская музыка и танцы были и остаются одними из востребованных направлений искусства в разных странах. Многие российские звезды эстрады успешно используют эти мотивы в своем творчестве, а слушатели с полным основанием считают композиции в латиноамериканском стиле очень удачными и оригинальными.

Почему именно эти ритмы так откликаются у слушателей, в интервью агентству Полит74 рассказал перкуссионист и певец, носитель и преподаватель традиционного карибского искусства Хосе El Che Гонсалес (Москва/Гавана), объехавший с концертами полмира. В ноябре музыкант приедет с концертом в Челябинск.

- Хосе, сколько лет ты живешь в России, как попал сюда? Чем занимался раньше, и чем занимаешься сейчас?

- Я родился в Гаване, муниципалитете Марианао. Я не академический музыкант и всему научился на улице. Моя жизнь как профессионального музыканта началась в 19 лет в фольклорных коллективах, в доме культуры Centro Habana, Адда Ча Эвью Групп. В дальнейшем как перкуссионист и певец я работал со многими группами в разных городах Кубы. С гастролями мне удалось побывать во многих странах мира, среди них Италия, Франция, Испания, США, Турция, Египет, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Германия, Польша, Мексика.

Впервые я приехал в Россию в 2006 году в качестве туриста. Тогда я работал в ресторане Гаваны, и хотел познакомиться с Россией, но уже с желанием поработать здесь. Нашел продюсера, заинтересованного в подобном шоу, и представился, как музыкант из Гаваны, который знает, как играть кубинские народные ритмы. Я стоял у истоков первой школы, где начали обучать перкуссии и кубинским ритмам. Находилась она в Москве у метро Тульская. Мы изучали румбу, сон кубано, ча-ча-ча.

DSC07855 Куткин.jpg

Хосе Гонсалес с челябинской группой "Уют-компания" на международном джазовом фестивале в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Позже я начал работать певцом в шоу своего друга Эдуардо. Мы выступали на концертах, корпоративах, банкетах, побывали в разных городах, среди которых Самара, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Казань. Потом забирались все дальше от Москвы – до Сибири, поскольку наше шоу становилось все более популярным.

Затем я начал выступать со своим собственным шоу–спектаклем, где был представлен широкий диапазон латинских ритмов. Также я работал как преподаватель барабанов, перкуссии. Меня приглашали в разные города, чтобы проводить мастер-классы и занятия с учениками на фестивалях и других мероприятиях.

Сейчас я живу полноценной жизнью профессионального артиста – носителя кубинской культуры. Расширился и список городов, где я побывал. Например, недавно выступил в Челябинске на международном джазовом фестивале «Какой удивительный мир». Сейчас мы с моим товарищем и учеником Ильей Галкиным готовимся к следующему челябинскому концерту, который состоится 22 ноября.

- Хосе, ты исполняешь музыку, которая основана на культуре йоруба. Расскажи о ней, пожалуйста.

- Религия йоруба пришла на Кубу из Африки. В частности, она наиболее распространена в Нигерии, но является одной из основных религий и для некоторых других стран. На Кубу она была привезена рабами, которых завозили испанцы из Африки несколько веков назад. Теперь йоруба - афрокубинская религия. Это язычество, в котором есть целый пантеон богов, например, Огун, Элегуа, Очоси, Обатала, Очун, Ямайя, Ойя, Чанго. Для молитвы каждому из них существуют отдельные ритмы. Например, люмбанче служит молитвой богу Элегуа. Некоторые ритмы подходят для молитвы нескольким богам, а некоторые только одному богу.

- Насколько тебе близка музыка фламенко, как она пересекается с кубинской музыкой?

- Конечно, существует непосредственная связь между кубинской музыкой и фламенко, в частности, кубинской румбой. Неспроста во фламенко есть своя румба и колумбиана. В кубинской румбе есть румба ямбу, румба гуагуанко: они связаны с частичкой культуры Испании, завезенной на Кубу много веков назад.

Рабы, которых привозили испанцы на территорию современной Кубы из Африки, услышали испанскую музыку. Чернокожим африканцам понравилось ее звучание, энергетический стержень, и внешняя составляющая – танец. Несмотря на то, что испанцы заставляли африканцев работать, зачастую содержали их не в самых хороших условиях, им нравились африканская музыка и танцы. Со временем культуры переплелись. Испанцы, возвращаясь из стран Карибского бассейна, привозили домой мелодии и ритмы, которые закрепились во фламенко. Румба-фламенко и колумбиана непосредственно связаны с тем, что испанцы услышали на Кубе. Все стили кубинской румбы имеют связь с фламенко.

DSC07723 Куткин.jpg

Хосе Гонсалес на международном джазовом фестивале в Челябинске. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)

Работая в Испании, я побывал в Галисии, Астурии и Андалусии. Мне очень понравилось, как играют и танцуют испанцы. Фламенко – такое же горячее, зажигательное направление в музыке, полное страсти и огня, как и кубинские музыкальные стили.

- Хосе, какая связь между традиционной афро-кубинской культурой и современным кубинским музыкальным искусством? Ведь оно значительно повлияло на развитие популярной музыки во всем мире.

- Современная кубинская музыка не могла бы существовать без традиционных афро-кубинских ритмов, музыки и танцев. Их базовое отличие – ритмы в размере 6/8. В современной музыке наибольшая часть композиций играется в размере 4/4. Если говорить о таких наиболее популярных направлениях латиноамериканской музыки, как сальса и тимба, они также базируются на афро-кубинской культуре. Даже сейчас, чтобы композиции звучали более интересно, в них вставляют фрагменты с размером 6/8. Этот сплав ритмов придает музыке особый вкус, богатство звучания. Люди под нее танцуют с бОльшим удовольствием, огоньком.

- Хосе, недавно ты впервые побывал в Челябинске. Какие у тебя остались впечатления от города и местной публики?

- Мне понравился город, он красивый, со своей аутентичной историей. Надеюсь посетить его еще не раз. Что касается публики, она тепло принимает артистов. Люди интересуются тем, что происходит на сцене, понимают, воспринимают, получают удовольствие, двигаются под музыку. Мой второй приезд в Челябинск запланирован на 22 ноября, концерт состоится в Harat's pub.

Хосе Гонсалес дал нам интервью на испанском языке. За перевод и огромную помощь в подготовке этого материала редакция благодарит челябинского музыканта Илью Галкина.