25 октября 2007, Автор: Алла СКРИПОВА

«Черный список» для мобильника

Каждый из нас наверняка сталкивался с дурацкой ситуацией: кто-то звонит на сотовый телефон и молчит. Нетерпеливые трели могут раздаваться и днем, и ночью. И дело не в проблемах со связью. Таинственный «собеседник» таким образом шутит, а то и намеренно досаждает. Упорный «звонарь» и коварный аноним найдут вас в любом уголке земного шара. Изрядная трепка нервов (и трата денег, если вы в роуминге) обеспечена даже тем, кто не собирается отвечать на звонки. Как отделаться от сотовых хулиганов?

Хамский перезвон

Самая распространенная ситуация, в которой телефон используется как средство эмоциональной бомбардировки – неразделенная любовь.

- Мне казалось, что мы расстались по-хорошему. Я честно сказала, что не хочу обманывать его, давать повод на что-то надеяться. Попросила больше не искать встреч и не звонить, - рассказывает офис-менеджер Кристина. – Но не тут-то было. Бывший парень не дает мне покоя. Названивает, шлет SMS-ки, картинки и так далее. У него какая-то мания доставать меня. Не успеваю очищать память телефона от пропущенных вызовов. На мои просьбы не звонить и не писать он просто не реагирует. А телефон, между прочим, служебный. Просить начальство сменить номер из-за личных проблем как-то неудобно. В сотовой компании отказываются внести этот номер в черный список…

Если здесь не обойтись без улыбки, то в других ситуациях остается только хвататься за голову.

- Даже не знаю, что делать? – разводит руками соседка по дому. - Вот этот номер (женщина назвала конкретные цифры) шлет непристойные SMS моей малолетней племяннице. Мат на мате!.. Девочка говорит, что не знает, кто это. Я уже сама перезванивала, ругалась, угрожала – бесполезно. Хулиган замолк на некоторое время, а потом опять началось…

Вспомним наше «стационарное» прошлое. Вряд ли кто-то оказался обойден вниманием телефонных хулиганов, звонящих на домашний телефон в два часа ночи и шумно сопящих в трубку. Или по десять раз на дню задающих «очень смешные» вопросы типа «Это морг? Позовите дядю Ваню с третьей полки», «Прачечную вызывали?» и так далее.

Как показывает практика, развлечения тинейджеров с годами меняют форму, но не суть. Кроме того, желание «достать» конкретного человека свойственно не только подросткам, но и вполне взрослым людям. Только у них это называется одним из способов конкурентной борьбы. А здесь, как говорится, все средства хороши. У солидного предпринимателя на номер сотового телефона завязаны сотни важных контактов. И, меняя по какой-то причине собственный номер, он упускает возможность сделать массу неотложных звонков и получить огромное количество оперативных вызовов. В большом бизнесе выражение «время – деньги» имеет особый смысл. Так что при некоторых обстоятельствах мобильный спам может нанести серьезный ущерб.

Операторы против блокировки

Как умерить пыл настойчивых звонарей? С этим вопросом мы обратились к местным операторам сотовой связи. Как выяснилось, практически все представители сотовых компаний дружно отказываются от блокирования вызовов неугодных абонентов.

- TELE2 не предоставляет такую услугу, как блокировка телефонных номеров хулиганов, - сообщил управляющий директор ООО «TELE2 Челябинск» Владислав ШВАЙБОВИЧ. – С подобными запросами к нам практически не обращаются. Скорее всего, наши абоненты предпочитают самостоятельно решать все вопросы, просто перезвонив или написав SMS беспокоящему абоненту. Если это не помогает или если телефонные звонки содержат в себе угрозы и т.п., мы рекомендуем сразу обращаться с заявлением в милицию. Только правоохранительные органы могут провести расследование и принять соответствующие меры.

Чтобы избавиться от назойливых звонков, можно, конечно, поменять телефонный номер. Однако это связано с определенным неудобством для абонента, который вынужден всем сообщать свой новый номер. Другой вариант, по мнению Владислава Швайбовича, - воспользоваться телефоном, который имеет функцию формирования черного списка. Тогда звонки от телефонного хулигана или нежелательного абонента просто не будут проходить. Именно это и советуют сотрудники компании в тех редких случаях, когда есть подобные обращения.

- Услугу «черный список» или «блокирование неугодных абонентов» Utel никогда не предоставлял. Массовых обращений по поводу введения такой услуги не было. В наше время доступной сотовой связи блокирование неугодного абонента, основываясь только на его номере, становится не эффективным, - пояснили в службе по связям с общественностью оператора сотовой связи Utel. - Мошенникам не составит труда позвонить с другого номера и продолжить домогательства. Таким образом убежать от проблем вряд ли получится.

По словам сотрудников Utel, абонент может оградить себя от излишнего внимания, воспользовавшись другими имеющимися услугами. Например, в настройках бесплатной услуги «Кто звонил» (sms-уведомления для абонента о пропущенных звонках за то время, когда он был не на связи) абонент может определить, кому сообщать о том, что он доступен для общения, а кому нет. Еще более изысканно и явно сообщить собеседнику о том, что с ним более не желают общаться, можно с помощью услуги «Хороший тон». За 30 рублей можно записать собственное сообщение «Я тебя больше не люблю», или выбрать музыкальную композицию, выражающую чувства абонента, и это послание будет проигрываться адресату каждый раз, когда он будет звонить, и только ему.

- Мы считаем, что не имеем морального права вмешиваться в частную жизнь наших абонентов, - сообщили в Utel. - Кроме того, большинство современных телефонов и смартфонов предусматривают возможность блокирования входящих вызовов от неугодных абонентов. Ведь ненавистный сегодня номер завтра может опять превратиться в любимый, а операторам абонентской службы придется рассматривать претензии, почему вчера с него не дошел вызов.

Той же позиции придерживаются компании МТС и «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»). По словам директора по маркетингу филиала ОАО "МТС" в Челябинске Артема РАТОШНЮКА, в МТС не было зафиксировано обращений абонентов с просьбой о такой услуге. Просьбы от абонентов «Билайна» поступают, но очень редко, сообщила в свою очередь пресс-секретарь челябинского представительства компании «Вымпелком» Яна Тараданова. Если же такая потребность все-таки возникла, МТС и «Билайн» советуют обратить внимание на современные телефонные аппараты, в которых существует возможность формирования «черных списков». Таким образом, владельцы телефонов могут самостоятельно оградить себя от нежелательных звонков.

Black List

Исключением из общего правила являются компании «МегаФон» и «Скайлинк». Эти операторы, хоть и выборочно, с определенными оговорками, но «черными списками» занялись. Еще прошлой весной компания «МегаФон-Северный Кавказ» ввела новую услугу – «Черный список» (Black List). С ее помощью абонент может установить запрет на входящие звонки с определенных номеров, поступающие на его мобильный телефон. В ответ на вызов с номера, внесенного в черный список, вызываемая сторона будет слышать сообщение: «Обслуживание абонента временно остановлено» или «неправильно набран номер». Любопытно, что «черный список» «МегаФон» ввел только в одном регионе страны – на Северном Кавказе. Видимо, там особенно ощущалась потребность в подобной услуге.

Черный и белый списки существуют у абонентов сети «Скайлинк». Услуга работает в одном из двух режимов. Если активирован «Черный список», то система не пропускает на мобильный телефон входящие вызовы с номеров, внесенных в него. Если действует «Белый список», то система пропускает на мобильный телефон входящие вызовы только с тех номеров, которые внесены в белый перечень. Надо только самому владельцу телефона не забыть, какой режим в данный момент активен на его аппарате. Телефонные номера абонентов, включивших функцию запрета определения своего номера, попадают в группу «не определившиеся номера». И здесь все зависит от вас. Можете запрограммировать один из следующих ответов: проиграть стандартную фразу о недоступности абонента; воспроизвести сигнал «занято»; перенаправить на голосовую почту или отменить фильтрацию звонков с не определившихся номеров.

Имейте в виду, что и «МегаФон», и «Скайлинк» взимают определенную сумму за подключение, а также ежемесячную абонентскую плату за предоставление услуги «черный список». Впрочем, суммы там копеечные.

КПСС не верит

Противоположное мнение высказал президент клуба противников сотовой связи (КПСС) Алексей ЛАВИНСКИЙ. Операторы сотовой (да и стационарной) связи не горят желанием предоставлять услугу отсева нежелательных абонентов вовсе не потому, что нет спроса.

- Функция «отбоя» звонка ненужных вызовов перегружает телефонные сети, поэтому телефонисты предпочитают запрещать подобную операцию в принципе, - говорит Алексей Лавинский. Впрочем, тут же оговаривается, что это лишь одна из версий. – По крайней мере, внятного комментария по данному вопросу нам не удавалось получить. Так что вся надежда на многофункциональные телефонные аппараты, в которых есть возможность установить «черный список».

Между тем технически продвинутая молодежь вовсю использует разного рода программы, защищающие абонентов сотовой связи от мобильного спама. Например, нам посоветовали поставить программу CallFilter или BlackListCaller. Затем внести в нее неугодный номер, и программа автоматически будет скидывать звонки на ваш телефон с этого номера. Программу можно поискать на www.series60.ru.

Как бороться со спамерами?

- временно (если это возможно) отключить телефон;

- поставить на некоторое время переадресацию на другой номер;

- приобрести аппарат с функцией «черного списка»;

- сменить номер (в крайнем случае).

Фото с сайта news.alfaktv.ru