ЧЭМК: зона беды
Поразительно, но факт, что уже за 15 месяцев до выборов в городскую Думу в Челябинске началась серьезная предвыборная гонка. И вполне очевидно, что миллиардер Александр Аристов сегодня - единственный политик в регионе, кто действительно способен на подобные расходы и вдобавок к тому же имеет серьезный повод начать опасную схватку с действующим губернатором в борьбе за Челябинск.
Александр Михайлович - постоянный участник списка самых богатых людей Forbes, совладелец Челябинского электрометаллургического комбината, ряда других крупных компаний «Группы ЧЭМК» и агропромышленного холдинга «Ариант». Еще в августе 2000 года в предвыборной газете самого, наверное, информированного в то время кандидата в губернаторы Челябинской области Михаила Гришанкова открыто признавалось, что олигарх Аристов, в то время депутат ЗАКСа, - самый богатый человек региона. И поэтому вполне понятно повышенное внимание к этому бизнесмену со стороны СМИ. Журналисты сегодня наперегонки обвиняют Александра Аристова в выводе денег за пределы Южного Урала и причастности к массированному выбросу в атмосферу Челябинска токсических веществ. Вот только все это немного напоминает заезженную плотину. Ведь Васька привычно все это слушает, да ест…
Казалось бы, что в этих публикациях принципиально нового и необычного? Все это безобразие продолжается не один год. Еще в 1998 году эксперты Комитета экономики областной администрации в своей аналитической записке признавали, что одна из причин чудовищных потерь областного бюджета заключается в том, что ООО «Центр пищевой индустрии Ариант» и ряд других крупнейших региональных предприятий злостно «уклоняются от постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления ими хозяйственной деятельности». В теплой оффшорной налоговой гавани тогда были зарегистрированы практически все предприятия «группы Аристова»: ЗАО «Новые технологии» при ОАО «ЧЭМК», ООО «Перант», ООО «Центр пищевой индустрии Ариант», ООО «Торговый дом Ариант», ООО «Ариант-аудит» и т.д. и пр.
Как писали в 1998 году глубокомысленные аналитики Управления налоговой полиции по Челябинской области: «Только в результате функционирования оффшорных центров на территории закрытых административно-территориальных образований Челябинской области… теряются свыше 1000 млрд руб.…». Именно поэтому, скорее всего, постановлением № 173 от 27 марта 1998 года «О неотложных мерах по оздоровлению консолидированного бюджета области» Петр Сумин был вынужден открыто признать наличие глубочайшего финансового кризиса в экономике области. Область фактически была банкротом. И конечно же, предстоящие выборы в Госдуму 1999 года грозили политической и бизнес-элите региона вполне определенными неприятностями. И поэтому куратором предвыборной компании олигарха Александра Аристова ожидаемо стал высокопоставленный авантюрист Андрей Косилов. И уже 13 апреля 1999 года Александр Михайлович со страниц «Челябинского рабочего» обратился к деловым людям области с трогательным воззванием «Возвращайтесь из зон»: «Обращаюсь к тем коллегам, которые пока не приняли решения поменять юридический адрес своих предприятий и фирм, выйдя из зон льготного налогообложения. Я призываю тех руководителей, которые еще не приняли решения о выходе из зон льготного налогообложения, последовать моему примеру. Убежден, что ликвидация налоговых льгот послужит общей пользе…». Пытаясь ввести в заблуждение доверчивый челябинский электорат, кандидат в депутаты Госдумы Аристов пространно рассуждал «об угрозе выполнения государственных обязательств перед людьми», «об отсутствии реальных средств на выплату зарплат, пенсий и иных социальных пособий», «о намерении привести финансовую ситуацию области в полное соответствие с новым Налоговым кодексом». То ли избиратели не поверили Александру Михайловичу, то ли просто не поняли его щедрого душевного порыва, но выборы 1999 года он проиграл…
Вот только все это по остроте и своему цинизму очень напоминает незаслуженно забытый населением учебный фильм Бориса Садыкова «Адонис XIV – Козел, ведущий на убой». В этом старом советском фильме очень наглядно было показано, что, оказывается, бараны достаточно глупые животные и у них не бывает настоящих вожаков. Но при этом бараны хорошо идут за козлами. Козел у них и выступает в роли вожака. На мясокомбинатах раньше держали специального козла, который шел в цех убоя животных, и бараны доверчиво бежали за ним, хотя и очень пугались при этом шума и запахов крови. Отсюда и устойчивое определение «козел-провокатор»- название специального козла в ведомости расходов». Естественно, что уполномоченный администрацией козел-провокатор сам в убой не шел.
Сравнительно недавно в СМИ заговорили и о том, что весной прошлого года Челябинский электрометаллургический комбинат завершил реконструкцию экологически опасного комплекса по обогащению хромитовой руды в Кусинском районе. С тех пор из рабочего поселка ежедневно отправляют тонны ценного сырья, которое на комбинате используют для производства дорогостоящих ферросплавов. А вот отходы переработки — шламы, или «хвосты», оказывается, при этом оседают в опасной близости от депрессивного населенного пункта Магнитка, заражая почву и воду. В этом году администрация Кусинского муниципального района направила в Росприроднадзор по Челябинской области и прокуратуру Кусинского района материал о приостановлении деятельности ООО «Метагломерат» - дочернего предприятия группы ЧЭМК. Вся проблема, оказывается, заключается в том, что токсичные отходы хранятся в заброшенном шахтном разрезе на территории рабочего поселка без разрешительных документов. Как пояснили журналистам в районной администрации, хранение шлама на открытых необорудованных участках недопустимо. Опасность такой свалки прежде всего в том, что в ветреную погоду токсичная пыль поднимается в воздух и загрязняет атмосферу.
При этом никто, конечно же, не вспомнил о том, с чего все начиналось. Как в 1999 году в Копейске в районе машиностроительного завода имени Кирова был построен разгрузочный пункт сброса отходов ЧЭМК в разрез «Коркинский». Шлаков низкоуглеродистого хрома, одного из самых неперерабатываемых отходов высокодоходного производства. Об этом под выборы восторженно и явно неубедительно писали косиловские пропагандисты: «И на шахте будут яблони цвести». Представитель ЧЭМК Андрей Егоров тогда же «порадовал» копейчан, заявив, что планируется ежесуточно сбрасывать в разрез 360 тонн отходов в течение 10 - 15 лет. Председатель комитета по экологии администрации Анна Максимова не выдержала и возмутилась: «Уровень радиации привозимых в Копейск отходов составляет 12 мкР/час, а мелкодисперсная пыль способствует возникновению кожных заболеваний». Она к тому же сообщила ошеломленным копейчанам, что граница санитарной зоны разреза с отходами ЧЭМК проходит по центру города – улице Ленина, а это значит, что более трех тысяч работников машиностроительного завода имени Кирова и жители улицы Борьбы находятся в зоне опасного воздействия ЧЭМК. Внезапный стремительный рост обструктивных бронхитов и нетипичных пневмоний тогда же вынудил главного врача детской больницы Александра Осипова требовать проведения комплексного анализа медико-экологической ситуации в Копейске. Типа детишек жалко. Но кто бы его услышал за трескотней предвыборных обещаний Александра Михайловича. Глава независимого профсоюза Николай Родюк настаивал на проведении независимой экспертизы проекта ЧЭМК. Но в предвыборной Челябинской области не нашлось экспертов, желающих взяться за это дело. А непонятливым быстро заткнули рот.
Сегодня много пишут о токсичных выбросах ЧЭМК. Но при этом, конечно же, не вспоминают, что еще в 1999 году эксперты НИИ безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан, приглашенные оппонентами Александра Аристова, дали просто жуткое заключение о том, что содержание дибензо-п-диоксинов и дибензофуранов в челябинской почве превышает допустимые нормы: в районе улиц Ужгородской в 152 раза, Верхоянской в 68, Шадринской в 2315, Турбинной в 1475, Калининградской в 75 раз. Вряд ли явно незаконно поддерживавшие все эти годы собственников крупнейшего предприятия загрязнителя не знали, что бенз(о)пирен имеет самую высокую канцерогенную активность, является одним из самых существенных факторов (от 75 до 93 процентов) онкологических заболеваний, разрушает эндокринную, гормональную и иммунную системы, приводит к поражению нервной системы плода. На совести этих людей не одна тысяча человеческих жизней. Но обо всем этом почему-то в Челябинске стараются не вспоминать….
Источник: «МК-Урал»